Когда самое оптимальное время для перехода на зимнюю резину? Какие шины лучше: липучки или шипы? Что грозит за летнюю резину зимой? Ответы на эти и другие вопросы — прямо сейчас.
Начнем с того, что говорят по этому поводу синоптики.
На что ориентироваться
Специалисты метеоцентра «Фобос» напоминают, что главный критерий для «переобувания» в зимние шины — падение среднесуточной температуры ниже +5 °C в течение пяти дней подряд.
По данным синоптиков, такая климатическая зима объявится уже в середине ноября. Именно тогда наступит время для перехода на зимнюю резину.
А ранее этой поры, как отмечают в подмосковном Минтрансе, использование шипованной резины нецелесообразно, ибо грозит разрушением дорожного покрытия, увеличением тормозного пути и повышением аварийности во время дождя.
Впрочем, по мнению автоэксперта Сергея Бургазлиева, руководствоваться сто́ит не среднедневной, а ночной температурой. Если она падает ниже 0 °C, это железный аргумент для «переодевания». Специалист заявил, что оптимальный вариант зимних шин — это шипованная резина. Такие покрышки обеспечивают бо́льшую безопасность на обледеневшей трассе по сравнению с липучками, что гораздо важнее негативного влияния шипов на дорожное полотно.
Согласно пункту 5.5 Приложения № 8 к Техническому регламенту Таможенного союза, в течение декабря — февраля легковые авто и грузовики массой до 3,5 т должны ездить строго на зимней резине. За нарушение этого требования виновнику грозит… ничего. Да, вот такой запрет без наказания. Как говорится, недоработка действующего законодательства.
К слову, теоретически использование летней резины зимой чревато штрафом 500 рублей по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса — за езду с неисправностями, запрещающими эксплуатацию автомобиля. Однако практики наказания по этой статье за шины попросту нет.
Липучки или шипы: что лучше?
Мы уже приводили экспертное мнение о том, что шипованная резина безопаснее для зимних дорог. В регионах, где зи́мы холодные и снежные, а на трассах часто образуется лед, оптимальный вариант — это, безусловно, шипы. Если же под колесами накатанный снег и мокрый асфальт, тогда липучки в приоритете.
Жителям центральных областей России целесообразно руководствоваться таким принципом: если городские дороги обрабатываются реагентами, то лучше пользоваться нешипованными липучками; а вот загородные трассы — только для шипованной резины.
Кстати, еще недавно каждый шипованный автомобиль в обязательном порядке должен был иметь наклейку «Шипы». Однако требование отменено правительственным Постановлением № 1414 от 24 ноября 2018 года. И если вам попадется инспектор, который вдруг выпишет 500-рублевый штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП (именно эту норму применяли при отсутствии «шипованной» наклейки), то обязательно обжалуйте постановление как противоречащее действующему законодательству.
Отметим, что поездка в Европу на шипованной резине чревата серьезными трудностями. Например, с такими покрышками вас просто не пустят в Германию, Испанию, Польшу, Португалию, Румынию, Сербию, Словакию, Болгарию, Чехию, Боснию и Герцеговину, Венгрию, Словению, Нидерланды, Хорватию, Ирландию, Черногорию и Македонию.
В указанных странах, исключая Ирландию и Нидерланды, аналогом «шипов» является использование цепей противоскольжения, а скорость не должна превышать 50 км/ч.
В заключение скажем еще об одном типе шин, который некоторые автомобилисты ошибочно считают всесезонным.
Run-Flat: когда лучше использовать?
Уже сам подзаголовок содержит ошибку, но именно такой вопрос можно порой услышать от автомобилистов. Дело в том, что Run-Flat — это технология непрокалываемых шин, и сама по себе она не имеет отношения к сезонности.
Другими словами, есть и шипованные покрышки Run Flat, и летняя резина такого типа. Главная особенность в том, что подобными шинами вы можете пользоваться и после прокола. Они имеют усиленные боковины, которые прекрасно держат нагрузку даже в условиях потери давления. Это позволяет проехать до 100 км на максимальной скорости 80 км/ч.
На такой резине вы практически всегда доберетесь до автосервиса, а запаска не будет томиться в багажнике и занимать место. Впрочем, не всякий автосервис может помочь в ремонте шины Run-Flat — здесь потребуется реально квалифицированный механик. Поэтому на практике серьезный прокол позволяет легко доехать до гаража либо автомастерской, но потом, скорее всего, потребуется новая покрышка.