Полис «автогражданки» позволяет возместить ущерб, если в ДТП вы оказались пострадавшей стороной. Однако всё чаще полученной страховки недостаточно для полноценного ремонта авто. Как быть в такой ситуации?
Как говорится, выхода два: смириться или добиваться доплаты. Во втором случае начать нужно с досудебного порядка урегулирования вопроса.
И тогда алгоритм ваших действий такой…
Шаг первый: дождитесь страховой выплаты. Это первое и основное. Сначала вы получаете деньги на счет, а уже потом, когда полученной суммы явно недостаточно для полноценного восстановления авто, начинаете действовать.
Шаг второй: подаёте страховщику досудебную претензию. Сделать это лучше всего в электронном виде, поскольку срок рассмотрения тут составляет 15 дней, в отличие от бумажного заявления, которое могут держать до месяца — в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона № 123-ФЗ от 4 июня 2018 года.
Претензию составляете в произвольной форме, но с обязательным указанием страховой компании и своих реквизитов. В тексте сообщаете детали страхового случая и требуете доплату недостающей суммы.
Основанием для такого требования является либо законодательно утвержденная максимальная выплата 400 000 рублей (согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года), либо заключение независимого эксперта.
Если страховая отказала вам либо вообще не ответила на претензию, двигаетесь дальше.
Шаг третий: направляете жалобу финансовому омбудсмену. Сделать это можно почтой (направив ценное письмо), либо, опять же, в электронном виде — через официальный сайт финансового уполномоченного.
Отметим, что омбудсмен — это, по сути, независимый рефери на досудебном этапе между вами и страховой компанией. И получив жалобу, он проводит собственную экспертизу для оценки ущерба.
Фундаментом проведения такой экспертизы служат фотографии поврежденного авто. Предоставить их может как страховая компания, так и вы. И крайне важно, чтобы на снимках были видны все повреждения. Поэтому к жалобе обязательно приложите комплект фотографий, чтобы именно они легли в основу экспертизы.
Подобные фотографии делаются в ходе осмотра либо разбора авто на любой станции техобслуживания. Такой вариант по эффективности сравним с независимой экспертизой, но обойдется вам гораздо дешевле.
Если же вердикт финансового омбудсмена окажется не в вашу пользу, переходи́те к следующему этапу.
Шаг четвертый: исковое заявление в суд. Уточним, что экспертизу, которую проводит финансовый уполномоченный, приравнивают к судебной. Другими словами, если вы идете в суд, то фактически оспариваете результаты экспертизы омбудсмена, доказывая их необъективность. И тут уже в обязательном порядке требуется дополнительная независимая оценка.
В случае успеха страховая обязана будет не только доплатить всё, что вы требовали, но еще перечислить 50-процентую неустойку, а также возместить затраты на госпошлину, экспертизу и юридическое сопровождение.
В заключение скажем еще об одном способе получить полную компенсацию. Но сделать это можно лишь после окончания ремонта поврежденного транспортного средства, когда у вас на руках фактические доказательства расходов: чеки, квитанции, заказ-наряды и т. д.
Имея всё это, вы подаете в суд на виновника аварии и взыскиваете стоимость ремонта с него. Отметим, что если причинитель вреда имеет ОСАГО, то в суде речь будет идти не о полной компенсации, а лишь о взыскании разницы между суммой страховой выплаты и фактическими затратами на ремонт автомобиля.