Перейти к основному содержанию

Можно ли удалить требование о снятии тонировки из базы ГИБДД?

Автор: Редактор

Встреча на дороге с инспектором нередко заканчивается для водителя требованием о снятии тонировки. Причина — несоответствие светопропускаемости 70-процентному нормативу, установленному Техническим регламентом Таможенного союза. И возникает вопрос: можно ли законно избавиться от этого документа — аннулировать и полностью удалить предписание о тонировке из базы ГИБДД?

Да, это реально. Относительно рабочие способы существуют. Но перед их озвучиванием обязательно поясним, почему называем их «относительно рабочими».

Потому что по действующему законодательству…

А по действующему законодательству требование о снятии тонировки является неправомерным. Согласно части 1 статьи 1.6 Административного кодекса, привлечь к ответственности нарушителя можно лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена и регламентирована законом.

Так вот. Что касается «предусмотрена законом», то вопросов нет: в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 3-ФЗ (Закона о полиции) от 7 февраля 2011 года, сотрудник МВД имеет полное право требовать от нарушителя прекратить противоправные действия.

А по поводу «регламентирована законом» ничего утешительного: ни один нормативно-правовой акт не содержит порядка составления требования об удалении тонировки.

Еще одно свидетельство неправомерности документа: инспектор, как уже было сказано, имеет право требовать именно прекращения противоправных действий. А сам факт остановки транспортного средства такие противоправные действия прекращает автоматически, ибо нарушением, согласно части 3.1 статьи 12.5 Административного кодекса, считается именно управление автомобилем с нестандартной тонировкой, а не просто ее наклейка на стёкла.

Ну и в конце концов, за подобные нарушения пунктом 12 статьи 13 Закона о полиции предусмотрено вынесение официального административного предостережения, которое, на минуточку, детально регламентировано Приказом МВД № 119 от 4 марта 2020 года (точнее, Приложением № 1 к этому документу). На этом фоне требование о снятии тонировки, которое вообще нигде не прописано, становится уже откровенно неправомерным. 

Практика, однако, ставит всё с ног на голову. И требования о снятии тонировки сегодня выписывают повсеместно. Более того, суды считают игнорирование такого требования реальным неподчинением сотруднику полиции, что грозит водителю ощутимыми последствиями: от штрафа 2000–4000 рублей до 15-суточного ареста согласно части 1 статьи 19.3 Административного кодекса.

Именно в силу изложенного мы называем способы аннулирования такого требования относительно рабочими, ибо на фоне самоуправства, узаконенного судебной практикой, нельзя стопроцентно гарантировать результат. Итак, приступим…

Что можно сделать

Не сказать, что очень много, но всё-таки достаточно, чтобы ликвидировать требование о снятии тонировки.

Вот три самых реальных сценария.

Вариант первый: растонироваться на месте. Безусловно, это простейшее решение, однако в этом случае мы не аннулируем требование, а просто исполняем его.

Вариант второй: ограничить поездки до истечения срока действия предписания. Тут имеется в виду не количество дней, выделенных водителю для исполнения требования (то есть снятия тонировки), а период, в течение которого сам документ имеет законную силу. Однако на практике инспектор обычно ограничивается датой, когда надлежит растонироваться, а срок действия документа не указывает вовсе. И тогда требование становится фактически бессрочным.

Вариант третий: обжаловать требование о снятии тонировки. Этот способ подразумевает непосредственное аннулирование предписания — по нашей инициативе.

Именно третий вариант мы и будем рассматривать. Однако напомним: поскольку письменное требование о снятии тонировки в законодательстве отсутствует, то и порядка его обжалования тоже нет.

В такой ситуации логичным представляется оспаривание не самого́ предписания, а штрафного постановления за тонировку. Ведь если отменяется штраф, то автоматом отменяется и предписание о снятии пленки, ибо невозможно требовать устранить нарушение, которого нет.

Поэтому сначала скажем о косвенном механизме аннулирования постановления — через отмену штрафного постановления за тонировку.

Оспариваем штраф

За нестандартную тонировку водителю грозит штраф 500 рублей — согласно части 3.1 статьи 12.5 Административного кодекса. И когда инспектор, остановивший вас на дороге, в ходе замера выявляет нарушение светопропускаемости стёкол, он выписывает штраф и одновременно с этим вручает требование о снятии тонировки.

На каком же основании возможна отмена штрафа? Этим основанием становится неправильный замер. Точнее, процедура, проведенная с нарушением действующего законодательства.

Речь идет:

  • о проверке светопропускаемости на глазок, когда инспектор заявляет: «И без прибора видно, что наглухо затонировано» — и даже не пользуется тауметром (устройством, определяющим долю проникающего в салон света относительно общего светового пучка, па́дающего на стекло);
  • отсутствии информации о том, когда проводилась последняя поверка тауметра;
  • оформлении протокола с ошибками, исправлениями или без обязательных сведений (включая дату и место составления).

Кроме того, отменить постановление реально по истечении срока привлечения к административной ответственности. То есть отсутствие вынесенного постановления спустя два месяца со дня выявления нестандартной тонировки является основанием для прекращения дела — в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Административного кодекса.

В любом из этих случаев вы имеете максимальные шансы, согласно статье 30.1 Административного кодекса, отменить штраф за тонировку, а следовательно, и постановление о снятии тонировки.

Заявление на обжалование пишете на имя руководителя подразделения ГИБДД, где выписано постановление, и подаете «ногами» (то есть лично приходите в Госавтоинспекцию) либо направляете почтой — заказным письмом с уведомлением о вручении. В тексте жалобы указываете основания для отмены решения и прикладываете копии штрафного постановления и документов на машину.

Обращаем внимание: многие пытаются отменить штраф на том основании, что условия проверки не соответствовали погоде — это якобы нарушает Техрегламент Таможенного союза (принятый Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года), инструкции по эксплуатации сами́х приборов, а также ГОСТ 32565-2013 и содержащийся в Правилах дорожного движения ГОСТ 5727-88.

Так вот. Никаких погодных критериев для замера тонировки Техрегламент и ГОСТ 32565-2013 не содержат, а ГОСТ 5727-88 на сегодняшний день отменен, хотя в Правилах дорожного движения указан до сих пор.

Что касается инструкций — да, требования к погодным условиям там присутствуют. Например, руководство по эксплуатации «Тоника» (одного из самых распространенных тауметров) содержит нормативы по температуре воздуха, относительной влажности и атмосферному давлению. Однако все инструкции перекрывает ГОСТ 32565-2013, пункт 7.8.7 которого четко указывает, что при любых разногласиях (другими словами, в ситуации, когда водитель не согласен с выводами) применяется метод замера светопропускаемости, прописанный в указанном государственном стандарте. А, повторимся, ГОСТ 32565-2013 требований к погодным условиям не содержит.

Поэтому все «погодные» доводы, в рамках которых ссылаются на регламенты, инструкции и ГОСТы, суды отклоняют. Всегда. Так что не пытайтесь приводить такие основания при оспаривании штрафа.

Что ж, мы показали окольный путь отмены постановления. Но можно действовать и напрямую.

Оспариваем постановление

Да, можно обжаловать само требование. Однако потребуется максимально точное и логичное изложение неправомерности выписанного постановления о снятии тонировки. 

Главной сложностью оспаривания такого документа является ровно то, о чем мы писали в са́мом начале, — отсутствие законодательно установленного порядка обжалования требования о снятии тонировки. И отсутствует оно, повторимся, ровно по той причине, что самого́ понятия «письменное требование» тоже нет.

И все-таки шансы на отмену существуют. А для их реализации воспользуйтесь стандартным путем — обжалуйте документ в ГИБДД, где служит инспектор, выдавший вам предписание о снятии тонировки. Заявление подавайте на имя руководителя подразделения.

Жалобу составьте в письменном виде. Не сто́ит пользоваться сайтом и подавать обращение через онлайн-приемную Госавтоинспекции, ГАС «Правосудие» или портала «Госуслуги», поскольку такие письма никто не будет рассматривать. Это еще одна особенность действующего законодательства: глава 30 Административного кодекса, регламентирующая обжалование постановлений, не предусматривает электронный формат обращений — это делается исключительно на бумаге.

Несмотря на то, что с 1 сентября 2021 года в статью 30.2 КоАП добавлена часть 3.1, предусматривающая цифровой порядок обжалования, в случае с тонировкой это не работает, ибо в электронном виде можно оспаривать только штрафы с камер. Так что письмо направляйте только в бумажном виде.

Отметим, что сегодняшняя практика выписывания постановлений во многом идет сверху. Другими словами, сами руководители подразделений ГИБДД нередко заинтересованы в поимке «затонированных» водителей, а значит, напрямую дают указания своим подчиненным выписывать требования.

В таких условиях шансы на отмену именно требования о тонировке откровенно скромные. Однако полностью исключать их нельзя, а значит, сто́ит пробовать это делать.

Сколько времени можно ездить с тонировкой после оформления требования?

Как правило срок, в течение которого вы обязаны устранить нарушение (а значит, можете ездить с тонировкой), указан в само́м предписании.

Если в документе ничего такого нет, либо вы его по каким-то причинам не получили, то на практике срок исполнения постановления составляет обычно 10 суток.

В то же время эти сроки достаточно условны. Поскольку понятия «письменное требование» ни КоАП, ни Административный регламент МВД, ни любые другие нормативно-правовые акты не содержат, то нет и четкого срока его исполнения.

Поэтому отсутствие на документе даты его вступления в силу, равно как и отсутствие самого́ предписания на руках, означает, что вас могут привлечь к ответственности и послезавтра, и через месяц, и через год.

А сколько времени действует требование о снятии тонировки?

Мы уже касались этого вопроса. Скажем чуть детальнее.

Если срок действия предписания о снятии нестандартной тонировки указан в само́м документе, то теоретически вы можете подождать, пока требование «закончится», а потом снова садиться за руль своего тонированного автомобиля.

Однако на практике такие предписания почти всегда содержат лишь срок устранения нарушения (то есть время, за которое водителю надлежит растонироваться), а срока действия самого́ документа нет. Это значит, что требование становится бессрочным.

Кроме того, поскольку документ не регламентирован законодательно, срок его действия может трактоваться произвольно. Другими словами, ничего не мешает сотрудникам ГИБДД привлечь вас за неисполнение требования спустя месяц, год или два с момента его оформления, если это требование висит в базе.

Кстати, по поводу базы…

Как пробить требование о тонировке по базе ГИБДД?

Тут будет самый однозначный и короткий ответ: никак.

Поскольку письменное требование о снятии тонировки не закреплено законодательно, то и база таких предписаний является неофициальной. Впрочем, даже если бы она указывалась в нормативно-правовых актах, то сотрудники Госавтоинспекции не обязаны показывать ее водителям.

Отметим, что на практике автомобилисты действительно подают запросы в ГИБДД о предоставлении сведений из такой базы. И практика же свидетельствует, что на свои запросы они получают отказы.

В заключение осветим еще один популярный вопрос.

Будет ли аннулировано требование, если удалить тонировку и показать авто в ГИБДД?

А вот здесь нельзя ответить однозначно.

Безусловно, удаление пленки с машины означает выполнение требований инспектора. И чтобы зафиксировать это, вы направляетесь в подразделение ГИБДД для демонстрации результатов. Конечно, у вас на руках само предписание об устранении нарушения, а также полная «обойма» чеков и заказ-наряд из автосервиса, доказывающие выполнение услуги по снятию тонировки.

Порядок действий совершенно верный. Нюанс, однако, в том, что сотрудники ГИБДД могут просто отказаться осматривать ваше транспортное средство и проводить замеры светопропускаемости стекол. Почему? Потому что (в очередной раз должны это сказать) письменное требование о снятии тонировки не регламентировано действующим законодательством, а значит, не рождает у гаишника обязанности проверять ваш автомобиль.

Можно сообщить о выполнении требования иначе. Удалив пленку, вы делаете фото растонированной машины, захватывая в кадр госномер и, по возможности, VIN-код. Эти снимки вы прилагаете к письму, в котором сообщаете о снятии тонировки во исполнение предписания, и направляете всё в ГИБДД заказным письмом с уведомлением о вручении (опись вложения обязательна).

Факт получения вашего письма в ГИБДД (о чем вам придет официальный документ) формально означает исполнение требования.

После этого, в принципе, вы можете снова затонироваться, чтобы, как говорится, начать всё с чистого листа. И встретив инспектора, показать ему доказательства устранения правонарушения: заверенную копию направленного в ГИБДД письма с официальным уведомлением о вручении.

Однако и здесь нет стопроцентной гарантии успеха. Остановивший вас инспектор может просто не поверить, что тонировка, указанная в требовании, и то, что он видит прямо сейчас на стеклах вашего автомобиля, — это разные пленки. И заявит, что в базе ГИБДД есть требование о снятии тонировки, а в реальности имеется тонировка, не соответствующая требованиям Техрегламента.

А потом инспектор сопоставит два этих факта. И усмотрит неисполнение предписания об устранении правонарушения. И привлечет за неповиновение законному требованию сотрудника полиции по части 1 статьи 19.3 Административного кодекса, санкции по которой (как писали выше) — вплоть до 15-суточного ареста либо 120-часовых обязательных работ.

К слову, таким же слабым вариантом отмены требования является и непосредственное предъявление инспектору чеков и заказ-наряда из мастерской. Другими словами, вы растонировались, но официального уведомления с документами и фотографиями в Госавтоинспекцию не подали. Соответственно, все чеки у вас с собой — вы их во́зите в бардачке и показываете сотруднику ГИБДД при остановке.

Да, формально документы из автосервиса доказывают исполнение вами предписания о снятии тонировки. Но подобная ситуация полностью идентична примеру, когда вы показываете инспектору почтовые доказательства отправленного в ГИБДД письма. И результат, к сожалению, может быть аналогичным.