Можно ли получить штраф за включение фар дальнего света
Полезная информация

Можно ли получить штраф за включение фар дальнего света

5049
Читать: 15 минут

В сегодняшней статье мы разберем вопросы, связанные с фарами дальнего света. Выясним, когда и как можно их включать, поговорим о запретах и ответственности за их нарушение. Итак, начнем…

Нужно ли включать дальний свет в темное время суток?

Согласно пункту 19.1 ПДД, в темноте и при плохой видимости должен быть обязательно включен дальний или ближний свет, вне зависимости от освещенности трассы.

Отметим, что проезд в тоннеле приравнивается к движению в темное время суток, поэтому включать там фары нужно всегда.

К слову, на основании пункта 1.2 ПДД, темным временем суток признается период, начинающийся вечерними сумерками и оканчивающийся утренними. Однако четкий временной интервал нигде не прописан. На практике это означает следующее: час, когда наступило темное время суток, определяет инспектор в каждом конкретном случае.

Итак, вечером, ночью или в тоннеле вы обязательно включаете ближний либо дальний свет фар. Но выбор конкретного режима ограничивается другой нормой — пунктом 19.2 ПДД.

В соответствии с ним, вы переключаетесь с дальнего света на ближний в том случае, если едете по городской освещенной дороге. Ровно то же самое необходимо сделать и в ситуации, когда расстояние до встречного авто меньше 150 метров. Либо водитель встречной (или даже попутной) машины «моргает» фарами, требуя переключиться на ближний свет. Либо вы сами понимаете, что можете ослепить других участников движения. В остальных случаях вы можете пользоваться дальним светом.

Кстати, под «другими участниками движения» подразумеваются исключительно водители — только их, согласно пункту 19.2 ПДД, нельзя ослеплять. Получается, что на пешеходов такой запрет не распространяется.

И по поводу освещенности дороги. Дело в том, что здесь однозначные критерии отсутствуют. И если по краям установлены фонари, которые еле светят и никак не повышают видимость, то, очевидно, трасса все равно считается освещенной и за переключение на дальний свет вам грозит штраф.

Еще ситуация. Дорога не «украшена» фонарными столбами, но вы, к примеру, едете рядом со стадионом, прожекторы которого бьют на проезжую частью, обеспечивая прекрасную видимость. Формально дорога не освещена, однако если вы зажгли дальний свет и остановлены инспектором, то ситуацию будет трактовать исключительно он, поскольку, повторимся, законодательно подобные случаи однозначно не урегулированы.

А можно ли включать фары дальнего света днем?

Правилами дорожного движения не запрещается использовать дальние фары днем. А всё, что не запрещено, — разрешено.

Таким образом, вы имеете полное право включать фары дальнего света, что называется, в светлое время суток.

Кстати, один нюанс. Выше мы говорили о требовании переключаться с дальнего света на ближний при движении по освещенной дороге. Но подпадает ли солнечный свет под категорию осветительных приборов?

И здесь нет четкого ответа. А это значит, что подобный аспект также является прерогативной инспектора, который тормозит вас на дороге.

Можно ли включать во время тумана?

Туман — это недостаточная (плохая) видимость. Поэтому здесь ровно те же правила, что и для темного времени суток.

Таким образом, вы можете пользоваться дальним светом в условиях тумана, сильного дождя и снега, а также при возникновении любых других катаклизмов, когда видимость падает до 300 метров и ниже (в данном случае особенности рельефа не в счет — речь исключительно о вре́менном ухудшении дорожной обстановки).

Однако, повторимся, вы не имеете права ослеплять других водителей — если риск этого существует, обязательно переключитесь на ближний свет.

Есть ли наказание за «моргание» дальним светом?

Нет. Более того, такие действия прямо предусматриваются Правилами дорожного движения.

Так, в соответствии с пунктом 19.2 ПДД, вы имеете право «моргать» водителю встречного авто, уведомляя таким образом, что он ослепляет вас. К слову, если тот проигнорировал сигнал, то врубать дальний свет в ответ вы не имеете права. В случае ослепления ваши действия предельно лаконичны: включение аварийной сигнализации, а затем снижение скорости (без смены полосы движения) и остановка. Никакой ответной ме́сти!

Также, согласно пункту 19.11 ПДД, вы можете попеременно переключаться между ближним и дальним светом перед обгоном, оповещая о маневре впереди идущую машину.

Есть еще практика «моргать» дальними фарами для предупреждения водителей встречных авто о поджидающем впереди наряде ДПС. Безусловно, такой вид оповещения в ПДД не указан, однако сам по себе нарушением он не является. Как уже отмечали выше, вы с полным правом можете пользоваться дальним светом в любое время суток. Но с учетом ограничений, о которых мы тоже упоминали.

И вот тут следует еще раз акцентировать внимание на одной норме. Речь идет о требовании переключаться с дальнего на ближний свет, если расстояние между вами и встречным авто сократилось до 150 метров. Поэтому формально на дистанции меньше этого значения вы, сигналя о «засаде», нарушаете ПДД и рискуете нарваться на штраф.

Совместное использование дальнего света и противотуманных фар: так можно?

Несмотря на столь длинный вопрос ответ предельно краток: да.

Отметим, что такой тандем никоим образом не регламентирован Правилами дорожного движения (у «противотуманок» свои правила, у дальних фар — свои).

И поскольку разрешено всё, что не запрещено, то вы имеете полное право включать одновременно противотуманные огни и фары дальнего света.

Какие штрафы за нарушение правил эксплуатации дальних фар?

Ну, тут законодатель откровенно разгулялся. Такое чувство, что он пел душой, вводя штрафы.

Штраф № 1: неправильное пользование фарами. Да, вас могут банально привлечь за несоблюдение требований эксплуатации внешними световыми приборами.

К примеру, случиться это может при движении с включенными дальними фарами по освещенному участку городской дороги; ослеплении водителя встречного авто; «моргании» дальним светом для предупреждения других участников о наряде ДПС.

Подобные действия чреваты финансовым наказанием 500 рублей в соответствии со статьей 12.20 Административного кодекса.

Штраф № 2: одна из дальних ламп перегорела. К примеру, вы двигаетесь с включенными фарами дальнего света. За вами наблюдает сотрудник ГИБДД, который замечает перегоревшую лампочку (то есть одна фара выдает дальний свет; другая — ближний).

В такой ситуации инспектор может вынести предупреждение, но чаще всего составит протокол за управление машиной с неработающим надлежащим образом световым прибором. Перегоревшая лампочка нарушает пункт 3.3 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию автомобиля.

Эвакуация авто на штрафстоянку в данном случае не грозит, но вот штраф 500 рублей, согласно части 1 статьи 12.5 Административного кодекса, вполне реален. Однако не всегда подобное финансовое наказание является законным.

Дело в том, что ПДД содержат пункт 2.3.1, согласно которому водитель, обнаруживший в пути неисправность, обязан ее ликвидировать, а если сделать это нельзя, он имеет право ехать на стоянку или в мастерскую. Другими словами, в нашем примере вы можете просто сообщить инспектору, что лампочка перегорела уже в пути, и вы направляетесь к месту ремонта, чтобы ее заменить.

Кстати, иногда спрашивают, что грозит, если не включил дальние фары, когда это нужно. Наш ответ: ничего. В Правилах дорожного движения нет ни одного пункта, требующего при движении включать фары дальнего света. Вы имеете право его включать. Именно право, но никак не обязанность. Соответственно, какому-либо штрафу в случае неиспользования дальних фар вы не подлежите.

Штраф № 3: установка дополнительных фар. А вот этого делать нельзя на основании пункта 3.1 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию авто. Указанная норма не разрешает управлять транспортным средством, у которого световые приборы по своему количеству не соответствуют заводским нормативам. Поэтому если документация предусматривает две фары, значит должно быть не больше двух, иначе это нарушение.

К слову, раздел 3 Приложения № 8 Технического регламента Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии ТС № 877 от 9 декабря 2011 года, разрешает установку дополнительных световых приборов. Однако если говорить о легковых авто, то делать это допускается только на единичных транспортных средствах. Другими словами, лишь в том случае, когда машина выпущена в единственном экземпляре.

Хорошая новость заключается в том, что нарушение Техрегламента не является основанием для штрафа, поскольку Административный кодекс, которым штрафы и предусматриваются, предполагает ответственность за нарушение ПДД.

Однако в подобной ситуации от наказания не уйти: нарушитель будет привлечен опять же по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса за управление автомобилем при наличии нарушений в работе световых приборов, предусмотренных пунктом 3.3 Перечня неисправностей, запрещающих эксплуатацию. И штраф будет всё тот же — 500 рублей.

Ответственность может быть и серьезней. Установка дополнительных фар и подключение их к автомобильной электросети являются фактически изменением конструкции машины. И в случае признания их таковыми регистрационный учет транспортного средства будет аннулирован сотрудниками ГИБДД в принудительном порядке.

Лишают ли прав за дальние фары?

Такой риск есть. Но лишь при несоответствии рабочего режима и цвета огней требованиям Основных положений по допуску авто к эксплуатации, утвержденных правительственным Постановлением № 1090 от 23 октября 1993 года.

Что касается цвета, то конкретные пояснения содержатся в пункте 3.6 Перечня неисправностей. Так, огни могут быть белыми, либо желтыми, либо оранжевыми. И никакими другими.

А вот четких требований к режиму работы в Перечне неисправностей нет. По этой причине нередки ситуации, когда судья полагает, что режим зависит от типа применяемых ламп, то есть бывает галогеновым, ксеноновым или светодиодным. Но такой вывод неверен.

На помощь снова приходит Техрегламент, в частности, раздел 3, где указано, что внешние световые приборы могут работать в двух режимах: постоянном и проблесковом. Что касается фар дальнего света, то их рабочий режим — постоянный.

Таким образом, попытка лишить вас прав, к примеру, только за то, что «родные» галогеновые лампы дальнего света вы заменили ксеноновыми (биксеноновыми) или светодиодными, является незаконной.

Да, на первый взгляд, это нарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 Административного кодекса. Однако Верховный суд Постановлением Пленума ВС № 20 от 25 июня 2019 года подчеркнул, что подобная форма наказания применяется исключительно при одновременном соблюдении двух условий: нарушении режима работы фар и (!) несоответствии цвета огней Основным положениям.

Поэтому если хотя бы одно из условий не выполняется, то наказание грозит лишь по части 1 статьи 12.5 КоАП в виде штрафа 500 рублей. И только если вы поставили «моргающие» дальние фары, цвет которых отличается от белого, желтого или оранжевого, то рискуете превратиться в пешехода на 6-12 месяцев в соответствии с частью 3 статьи 12.5 Административного кодекса.

Есть ли шанс на отмену штрафа за дальний свет?

Безусловно. Поэтому если вы считаете штраф незаконным, обязательно обжалуйте его.

Ранее в судебных процессах безраздельно властвовал принцип «сотрудник полиции всегда прав». Судьи сходили из того, что не имеют оснований сомневаться в показаниях работника МВД. И практика прежних лет целиком основывалась на сведениях, указанных в проколе.

Однако некоторое время назад Верховный суд сделал заключение о том, что один лишь протокол и зоркий глаз инспектора не могут являться основанием для наказания водителя. Требуются и другие доказательства, включая свидетельские показания, а также фото- и видеоматериалы. В их отсутствие попытка привлечь водителя к ответственности является незаконной.

По сути, решение Верхового суда ломает застарелую и унылую практику гарантированных репрессий водителей и вносит в подобные разбирательства бо́льшую беспристрастность и объективность.  

Поэтому обязательно оспаривайте штрафы, особенно в случае привлечения к ответственности на основании одного лишь протокола инспектора и в отсутствие свидетелей, фото- и видеоматериалов. В подобных ситуациях у вас имеются все шансы на отмену штрафа.

Новые статьи
Все статьи