Авто с механической коробкой передач в нашей стране имеет огромную армию поклонников. Многие полагают, что управление «на ручке» гораздо надежнее, а машина более отзывчива на любое действие водителя.
В свою очередь, специалисты ремонтных мастерских утверждают, что механическая коробка менее проблемная и более ремонтопригодная в сравнении с «автоматом». Давайте сегодня разберем наиболее популярные утверждения о «механике» и попробуем докопаться до истины.
Механическая коробка в разы экономичнее «автомата»
Не первый год на просторах нашей страны бытует мнение о том, что стоимость обслуживания механической коробки делает ее явным лидером.
Подобная позиция однозначно была справедливой пару десятков лет назад, когда вокруг были преимущественно вазовские модели, коробка которых обслуживалась только через 150 тыс. километров: в ней меняли диск сцепления и выжимной подшипник.
Однако стоит заметить, что подобные авто оснащались самыми обычными механическими коробками. Современные же модели, вне зависимости от уровня (премиальная категория или бюджетный C-класс), призваны покорять покупателя комфортной ездой и с этой целью оснащаются коробкой с двухмассовым маховиком.
С учетом режима, в котором эксплуатируется авто, ресурс «механики» проседает до 120-150 тыс. километров. Затем неизбежен ремонт КПП или ее замена. Отметим, что отремонтировать маховик стоит немалых денег, а приобретение нового может на какое-то время выбить водителя из бюджета.
С темой экономичности теснейшим образом переплетается и вопрос надежности механической коробки. Считается, что «механика» на голову долговечнее «автомата». Корни этого предубеждения, опять же, уходят в старые, самые простые механические КПП.
Как уже было отмечено выше, сегодня основным компонентам механической коробки — диску сцепления, маховику, корзине сцепления, выжимному подшипнику — требуется гарантированная замена уже после 120 000 – 150 000 километров. Таким образом, о какой-то эталонной надежности «механики» говорить не приходится.
Теория о «вечном» масле
Еще одно распространенное рассуждение касается замены масла в механической коробке. Точнее, необязательности такой процедуры. Мол, в течение всего срока службы КПП масло превосходно работает и ничуть не теряет своих физико-химических свойств.
Это миф. Замена масла в «механике» необходима. Правда, менять его действительно можно гораздо реже в сравнении с АКПП.
Мы рекомендуем делать это через каждые 70 000 – 80 000 километров. Нередко автопроизводитель пытается экономить на всём. В результате масло, впервые заливаемое в коробку, не отличается высоким качеством. По этой причине при покупке нового авто обязательно меняйте его, отдавая предпочтение по-настоящему надежному продукту.
Масло с высокими физико-химическими свойствами обеспечивает плавность переключения передач и комфортную езду. Более того, увеличивается эксплуатационный ресурс коробки за счет эффективного удаления из нее продуктов износа. Наконец, применение качественного масла приводит к улучшению смазки элементов всей трансмиссии (частью которой является коробка передач) и снижению риска перегрева ее узлов.
Расход топлива на «механике» гораздо меньше
Здесь не так всё однозначно. Более того, сложно с ходу отдать преимущество именно «механике», поскольку она, так же как «автоматика» и вариатор, перестала быть откровенно экономичной.
И думается, что первое место по экономии топлива сегодня займет роботизированная коробка, имеющая два сцепления.
Механическая коробка — это будущее автопрома
За всё то время, пока существует механическая трансмиссия, инженеры столько раз ее усовершенствовали, что, кажется, достигли предела технологического развития. Нам представляются очень сомнительными дальнейшие успехи на ниве улучшения «механики» в ее нынешнем виде. Мы видим явный потолок возможностей, скажем, для дальнейшего увеличения скорости переключения передач или снижения вибрации.
Другое дело, что «механика» в ее нынешнем виде может прекратить свое существование и перейти, что называется, в другое агрегатное состояние. К примеру, полностью раствориться в роботизированной версии. Так, двухдисковая роботизированная коробка уже демонстрирует высочайшую плавность переключения передач. Следующая задача для инженеров, очевидно, будет заключаться в увеличении ее ресурсных характеристик.