Липовый ОСАГО: выявить сложнее, чем кажется
ОСАГО

Липовый ОСАГО: выявить сложнее, чем кажется

722
Читать: 6 минут

Представим аварию, в которой вы — пострадавшая сторона. Вызвали ГИБДД. Прибыли инспекторы. Проверка регистрационных данных авто и ОСАГО, составление схемы ДТП и протокола — всё как обычно. После оформления вы обращаетесь в страховую компанию за возмещением ущерба и вам… отказывают.

Причина в том, что полис не зарегистрирован в базе РСА (Российского союза автостраховщиков), то есть просто липовый; а сам автомобиль в момент аварии был уже с аннулированной регистрацией. Как этого избежать?

Всё нужно делать самому

К сожалению, приходится констатировать, что описанный выше случай не такая уж и редкость на практике. И проверка инспектором документов на месте ДТП может быть вовсе не такой тщательной и глубокой, как вы думаете.

Впрочем, разъяснение дали в самой Госавтоинспекции. По словам представителей ведомства, у каждого инспектора действительно имеются технические возможности проверки «автогражданки». Однако убедиться в подлинности ОСАГО участника аварии можно и самостоятельно, открыв официальный сайт РСА и выбрав одноименную опцию.

Получается, в ГИБДД фактически советуют не полагаться полностью на инспектора в этом вопросе. Позицию ГИБДД подтверждают и в Российском союзе автостраховщиков, утверждая, что водителю действительно лучше самому выяснить легальность ОСАГО второго участника аварии на сайте РСА.

Эксперты поясняют: если виновник ДТП имеет при себе действительный полис «автогражданки», однако в документ не вписан, то пострадавший все равно получит компенсацию от страховой компании. Выплаченные деньги страховщик затем потребует от виновника, выставив ему регрессное требование.

Если же зачинщик аварии изначально не имеет полиса, это означает только одно — страховая компания, которая несла бы в этом случае ответственность перед пострадавшей стороной, попросту отсутствует. То есть в рамках ОСАГО никто возмещать ущерб не будет.  

Именно во избежание подобного сценария специалисты РСА рекомендуют пострадавшему в ДТП водителю сделать фото всех документов виновника: гражданского паспорта, водительского удостоверения, СТС. Кроме того, желательным станет и привлечение свидетелей, координаты которых лучше записать. Такая тактика не позволит зачинщику ДТП избежать ответственности.

Поддельный полис при ДТП — сразу два нарушения

Всё вышеизложенное создает максимальные риски при составлении европротокола. В этом случае проверить подлинность ОСАГО нужно в первую очередь.

При выявлении подделки вызов наряда ГИБДД является обязательным, ибо тут сразу два нарушения: во-первых, несоблюдение Правил дорожного движения, повлекшее ДТП; а во-вторых, нарушение требования Федерального закона № 40-ФЗ (Закона об ОСАГО) от 25 апреля 2002 года, согласно которому каждый автомобилист обязан застраховать свою гражданскую ответственность, то есть заключить договор ОСАГО и получить полис.  

Таким образом, управление транспортным средством без ОСАГО является противоправным поведением. Нарушителю грозит штраф 800 рублей на основании части 2 статьи 12.37 Административного кодекса.

Отметим, что при отсутствии ОСАГО вызов ГИБДД — единственная возможность доказать, что авария вообще была. Однако, повторимся, если полиса нет, то никакая страхования компания не заплатит пострадавшему ни копейки. В то же время, если авария повлекла причинение вреда здоровью, то потерпевший получает компенсационную выплату, но платит уже не страховая компания, а РСА в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 40-ФЗ.

База РСА: стопроцентной гарантии нет

Как писали выше, для полной уверенности в легальности полиса ОСАГО лучше самостоятельно проверить его на сайте РСА. Однако мы вынуждены оговориться, что абсолютного подтверждения легальности полиса нет даже тут.

По словам юриста Дмитрия Дугина, на практике возможна ситуация, когда виновник аварии предъявляет действующий полис ОСАГО, однако оформленный на другой автомобиль. Увидеть подвох, пользуясь лишь базой РСА, весьма непросто.

К слову, этой же базой пользуются и сотрудники ГИБДД при проверке подлинности ОСАГО. И получается, что даже инспектор сегодня не имеет возможности гарантированно выявить фальшивый документ.

Таким образом, и водителю, и инспектору одинаково сложно на месте ДТП получить объективную информацию о взаимоотношении виновника со страховой компанией. В такой ситуации фиксация всех возможных его документов становится критически важной.

И вот когда на место ДТП вызваны инспекторы, а документы сфотографированы, появляются полноценные условия для предъявления иска о компенсации к виновнику аварии, а если не он владелец машины — к реальному хозяину авто.

 

Новые статьи
Все статьи