Тротуар видел каждый. Но дать четкое определение и пояснить, чем он отличается от пешеходной дорожки или обочины, могут единицы. Восполним этот пробел и заодно скажем, чем грозит водителю движение по тротуару.
Итак, сравним тротуар, пешеходную дорожку и обочину.
Сходства и различия
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, тротуар является элементом доро́ги, где передвигаются пешеходы. Тротуар может примыкать к проезжей части или велодорожке, а может отделяться газоном.
По сути, получается, что тротуар и пешеходная дорожка — это одно и то же. Однако тот же пункт 1.2 ПДД делает небольшое различие между ними.
Во-первых, тротуар — это часть дороги. А во-вторых, дорожные знаки его не обозначают, в то время как пешеходная дорожка (точнее, ее начало) обозначается знаком 4.5.1.
Между тротуаром и обочиной также есть отличия. Согласно СНиП 2.07.01-89, тротуар выше обочины, которая, в соответствии с пунктом 1.2 ПДД, располагается вровень с проезжей частью. А еще тротуар не отделяют от проезжей части разметкой 1.2 (сплошной белой полосой или, говоря иначе, краевой линией).
Впрочем, имеется и сходство: тротуар и обочина могут иметь такое же покрытие, что и проезжая часть. И тут возникает вопрос.
Кто может ездить по тротуару?
В соответствии с пунктом 9.9 ПДД, транспортным средствам запрещено двигаться по тротуарам. Правда, тот же пункт разрешает игнорировать указанное требование дорожно-коммунальным службам и коммерческому транспорту для погрузки/разгрузки — при условии обеспечения безопасности движения.
Согласно пункту 1.2 ПДД, транспортными средствами являются и велосипеды. Если за рулем такого агрегата находится пилот до 14-летнего возраста (включительно), то ездить ему надлежит исключительно по тротуарам. Водители постарше могут пользоваться тротуаром в отсутствие специально выделенной велосипедной дорожки либо при перевозке на отдельном сиденье ребенка младше 7-летнего возраста.
Если же говорить о самокатах, то ли́ца, которые управляют ими, считаются пешеходами — согласно пункту 1.2 ПДД. Следовательно, самокатчики обязаны ездить именно по тротуарам.
Правда, есть технические нюансы. Когда речь идет об электросамокате, то водитель остаётся пешеходом при мощности такого агрегата до 0,25 кВт включительно. Если мотор сильнее — это уже мопед, а значит (согласно, опять же, пункту 1.2 ПДД), транспортное средство. В этом случае езда по тротуарам не допускается.
Что касается остановки и стоянки, то делать это на тротуаре запрещено. Другое дело, если он оснащен знаком 6.4 («Парковка») с табличкой, указывающей способ постановки транспорта (велосипеда, мопеда, мотоцикла либо легкового авто) — тогда останавливаться и парковаться можно согласно предписанному требованию.
А теперь – о штрафах
Езда на транспорте по тротуару в нарушение Правил дорожного движения грозит штрафом 2000 рублей — согласно пункту 2 статьи 12.15 Административного кодекса.
За несанкционированную остановку и стоянку на тротуаре предусмотрен отдельный штраф. Его размер зависит от региона.
Так, если нарушение зафиксировано в границах Москвы или Санкт-Петербурга, виновник раскошеливается на 3000 рублей согласно части 6 статьи 12.19 Административного кодекса. В остальных регионах ставка меньше — 1000 рублей по части 3 статьи 12.19 КоАП. Кроме того, остановка и парковка на тротуаре чревата эвакуацией транспорта на штрафстоянку — в соответствии со статьей 27.13 Административного кодекса.
Хорошая новость в том, что все указанные штрафы можно уплатить с 50-процентной скидкой в течение 20 суток со дня вынесения постановления. И главное тут — вовремя получить «письмо счастья».
А чтобы сделать это наверняка, воспользуйтесь мобильным приложением «РосШтрафы». Уведомление приходит уже через 1-2 часа после регистрации штрафа в базе ГИБДД, и вы через приложение за пару кликов погашаете задолженность, мгновенно получая электронную квитанцию.