Выпускники автошкол часто бояться ездить без инструктора. Они не уверены в своих действиях, из-за чего испытывают сильный стресс за рулем. РосШтрафы собрали советы психологов и опытных автомобилистов, которые помогут успокоиться и побороть страх.
Массачусетский технологический институт выяснил, что стресс при вождении сопоставим с тем напряжением, что испытывает человек при прыжке с парашютом. В исследовании принимали участие водители с разным опытом, но даже те, кто имел большой стаж, не могли сохранить тотальное спокойствие во время всей поездки.
Новички переживают из-за нескольких проблем:
Для минимизации стресса придётся провести большую работу на всех этапах: от обучения до самостоятельной езды.
Выбор автошколы
Изучите отзывы и спросите друзей, где они учились и с какими сложностями столкнулись. Полезно знать не только хорошее об автошколе, но и недостатки образовательных центров.
Также важен выбор инструктора. Если вам психологически некомфортно с человеком — смело меняйте учителя. Обычно руководство автошкол легко идёт на такие шаги. Если потребуется сменить нескольких наставников — делайте это.
Выбор первой машины
Желание купить дорогой внедорожник сразу после автошколы можно понять. Однако отрабатывать полученные навыки на таком автомобиле сложно и дорого.
Чтобы привыкнуть к самостоятельному вождению, выбирайте недорогие седаны или универсалы. На них проще осваивать парковки и отрабатывать манёвры.
Как только поймёте, что стали чувствовать себя за рулем уверенно, покупайте машину мечты.
Много практики
Даже если страшно, нужно много ездить. Со временем мозг начнёт фокусироваться на знаках и дорожной ситуации, а не панике и страхе.
Разговор с собой
Важно не только понять, как управлять авто, но и запомнить ПДД. Перед манёвром проговорите вслух алгоритм будущих действий. Вероятность совершить ошибку в таком случае снижается до минимума.
Например, на перекрёстке вы планируете повернуть направо, находясь в среднем ряду. Проговорите всё, что требуется сделать, так, чтобы услышать свой голос:
Мне нужно перестроиться в правую полосу. Смотрю в зеркало, включаю поворотник, перестраиваюсь. Теперь на светофоре вновь включаю поворотник и совершаю манёвр. Попасть при повороте направо я должен в крайнюю правую полосу
Через некоторое время ездить можно будет уже без таких разговоров.
Нервы других водителей — не ваша проблема
Пока на машине закреплена наклейка «Неопытный водитель», вам будут сигналить, подрезать и кричать через окна. Таков уж менталитет российских автомобилистов и объяснения данному феномену пока не придумали.
Не стоит впадать в панику из-за таких людей, ведь адекватных водителей на дорогах всё же намного больше. Оцените, почему произошла ситуация, поймите ошибку и попытайтесь больше её не совершать.
Если машина на механике и вы заглохли, не пытайтесь быстро тронуться. Выдохните, только после этого спокойно начните движение. Если торопиться, велика вероятность снова заглохнуть, бросив сцепление.
Комфорт+
Если понимаете, что вам нужна поддержка, берите в качестве пассажира опытного и при этом спокойного водителя. Он даст полезные советы и отвлечёт от стресса разговорами. Также можно негромко включить музыку. Любимые мотивы расслабят.
Если же отвлекающих факторов для вас и без того много, первое время поездки лучше проводить в тишине и одиночестве.
Психологические приемы
Попытайтесь настроиться перед поездкой при помощи аффирмаций, дыхательных практик и медитации. Главное — выбрать способ, который подойдет именно вам. Делать всё это можно прямо в машине.
Не верите в психологические приемы? Просто посидите 5-7 минут в авто перед поездкой.
Не ругайте себя
Ошибки совершают все. Их нужно осознать, но не корить за них. Главное — не делать заведомо опасные манёвры.
Также не стоит обращать внимание на успехи других. Кому-то достаточно трех месяцев, чтобы почувствовать себя уверенно за рулем, кому-то — год. Это нормально и зависит от темперамента, психологических барьеров и других аспектов.