Полезная информация

Электронный ПТС: удобство или головная боль?

695
Читать: 8 минут

На основании Приказа МВД № 267 от 23 апреля 2019 года и в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) № 178 от 14 октября 2019 года, в России с 1 ноября 2020 года регистрация новых авто и ввозимых из-за рубежа машин сопровождается выдачей исключительно электронных ПТС. Прошло уже несколько месяцев и можно подвести первые итоги. Давайте это сделаем.

За время, прошедшее с момента отказа от бумажной версии, электронные ПТС (ЭПТС) в нашей стране получили уже 2,2 млн автовладельцев.

Безусловно, новый документ имеет явные преимущества: его нельзя потерять и гораздо быстрее оформить. А когда автомобиль перепродается, электронный ПТС обеспечивает прозрачность сделки.

В то же время есть нюансы и даже сложности. О них – ниже.

Систему ЭПТС не оценили в ФССП

Аналогично бумажному ПТС электронный вариант содержит полные сведения об авто, включая массу, мощность двигателя, VIN-номер и другие важнейшие характеристики. Однако возможности ЭПТС гораздо шире.

Так, в нем можно отображать данные о техосмотре; ограничения на авто; информацию о конструкционных изменениях транспортного средства. Система ЭПТС позволяет также видеть, заложен ли автомобиль в банке, арестован ли судебными приставами. Но сегодня эти сведения отсутствуют — информацию попросту никто не вводит.

Согласно Решению ЕЭК № 59 от 18 сентября 2014 года, администратором системы электронных паспортов (СЭП) является АО «Электронный паспорт».

По словам управляющего директора компании Игоря Ионова, если говорить о судебных приставах, то какой-либо интерес к системе у них отсутствует. До сих пор в ФССП не могут определиться с тем, какая польза от новой разработки. Таким образом, сложно сказать, как быстро сотрудничество с приставами сдвинется в практическую плоскость с нынешнего зачаточного уровня.

Есть проблемы и с наполнением СЭП данными об изменениях, которые вносятся в конструкцию транспортных средств. Причина в том, что внутренняя система ГИБДД, где изначально отражаются такие сведения, обладает рядом технических недоработок, поэтому данные вносятся туда фактически вручную.

В электронном ПТС отсутствуют собственники авто

Да, такая закономерность обнаружилась в ходе эксплуатации системы электронных ПТС. Но в данном случае речь не о технических проблемах — всему виной неверная трактовка правительственного Постановления № 1212 от 5 октября 2017 года, которая прочно закрепилась в сознании ряда участников процесса.

Согласно тексту документа, сведения о собственниках вносятся добровольно, что означает предварительное согласие автовладельца с тем, что его персональные данные будут внесены в систему.

А в понимании некоторых дилеров и производителей добровольность такой процедуры означает ее необязательность. И они просто не берут на себя лишнюю работу, экономя время на оформлении и авторизации автовладельца.

В результате — жалобы и вопросы от собственников авто, которые не видят свою фамилию в электронном ПТС.

Конечно, эту информацию можно получить в личном кабинете на сайте СЭП, однако это потраченное время и нервы многих автовладельцев, что идет вразрез с концепцией системы электронных паспортов, подразумевающей оперативность и комфорт для клиента.

К слову, есть и другая причина. Авторизация собственника осуществляется дилером на портале Госуслуг (можно делать это через СЭП, но в таком случае требуется наличие цифровой подписи). И случается, что дилер банально там не зарегистрирован и просто не имеет аккаунта, чтобы ввести данные о собственнике.

Технически есть еще один способ внести владельца в ЭПТС. Если дилер в силу разных обстоятельств не смог либо откровенно отказался это сделать, можно обратиться в МФЦ. В теории. На практике же и там не горят желанием работать в СЭП.

По этой причине администратор Системы электронных паспортов обратился в Минпромторг с просьбой наделить специальные уполномоченные организации правом заносить сведения о владельце авто, если дилером этого не сделано. Но решения пока нет — вопрос прорабатывается.

Кто имеет право выдать электронный ПТС

Если говорить о только что выпущенном автомобиле, то оформление электронного ПТС — это обязанность производителя, который в документе указывается как первый собственник. Затем автомобиль приобретается дилером, о чем в ЭПТС также делается соответствующая запись.

А потом уже добавляются сведения о конечном покупателе. Делать это могут как сотрудники дилерского центра, так и работники МФЦ. И поскольку ни те, ни другие особого рвения не проявляют, то, возможно, скоро появится еще один способ указать в СЭП нового собственника — через уполномоченную организацию.

Если автомобиль ввозится из-за рубежа, электронный ПТС оформляет официальный импортер, то есть российское представительство иностранного завода-изготовителя.

В случае, когда купленное за границей транспортное средство завозится частным лицом, оформлением электронного ПТС занимаются уже испытательные лаборатории. Подобный вариант приобретения авто очень популярен среди жителей Дальнего Востока, которые везут сюда преимущественно японские праворульные машины.

К слову, именно в этом регионе переход на электронные ПТС обернулся коллапсом. В ноябре 2020 года, когда подразделения ГИБДД прекратили прием бумажных документов, тысячи автомобилистов оккупировали лаборатории, которые оказались не готовы к столь массовому наплыву клиентов.

Вообще схема получения ЭПТС с участием испытательной лаборатории такая: ввезенную в Россию машину проверяют и по результатам проверки выдают (или не выдают) СБКТС — Свидетельство безопасности конструкции ТС; далее в этой же лаборатории оформляют электронный ПТС.

Но это не всё. Документы затем подают в таможенную службу, где проводится электронное декларирование, по итогам которого рассчитываются платежи и утилизационный сбор, а также фиксируется оплата. И только потом электронный ПТС становится действующим. Тогда можно ехать в ГИБДД для постановки на учет.

В заключение отметим, что электронный формат ПТС является, безусловно, более удобным вариантом. Как отмечалось в начале статьи, при всём желании вы не сможете потерять ЭПТС, а значит, избавлены от риска дубликатов, которые могут оттолкнуть покупателей вашей «ласточки», когда вы решите ее продать.

Кроме того, в электронном документе никогда не закончится место; причем он изначально содержит гораздо больше полей с различными данными, то есть значительно информативнее бумажной версии. Главное, чтобы все огрехи нововведения, о которых мы упомянули, были устранены в максимально короткие сроки и без ущерба для нервов и кошельков водителей.

Новые статьи
Все статьи