ДТП с пешеходом: можно ли уехать водителю, если пешеход скрылся?
Полезная информация

ДТП с пешеходом: можно ли уехать водителю, если пешеход скрылся?

9705
Читать: 23 минуты

Любая авария оборачивается немалым стрессом для водителя. Тем более если речь идет о дорожно-транспортном происшествии с пешеходом, поскольку вероятность получения травм тут явно выше по сравнению с другими ДТП. Однако бывает, что после наезда пешеход поднимается и просто уходит. Означает ли это, что он в полном порядке и водитель может спокойно ехать по своим делам? Итак, разбираемся…

Если это ДТП, то ни о каком «спокойно ехать» не может быть и речи. Почему? Потому что ничего не мешает пешеходу заявить о происшествии позднее — в этом случае вы сразу становитесь лицом, покинувшим место ДТП. А это почти гарантированное лишение водительских корочек. И потому самое первое, что нужно сделать, — определиться с тем, является ли инцидент дорожно-транспортным пришествием. Как это выяснить? Очень просто…

В соответствии с ПДД

Да, не каждая авария, где участвует автомобиль, — это ДТП. И чтобы в этом убедиться, обратимся именно к Правилам дорожного движения.

Согласно пункту 1.2 ПДД, дорожно-транспортным происшествием является инцидент с участием двигавшегося по дороге автомобиля, следствием которого стала гибель или же ранение людей и (или) причинение материального ущерба (включая повреждение транспортных средств, сооружений, грузов).

Ровно такое же определение содержит и статья 2 Федерального закона № 196-ФЗ (Закона о безопасности дорожного движения) от 10 декабря 1995 года.

Другими словами, можно уверенно заключить, что произошло ДТП, если машина ехала, а не стояла, и в результате аварии пострадали люди или повреждено имущество (причем не только машина или столб, но даже телефон или одежда). При соблюдении этих условий любой наезд на пешехода становится дорожно-транспортным происшествием.

Таким образом, если в результате инцидента вы успели затормозить и не задели пешехода (соответственно, не порвали и не разбили его вещи), то никакого ДТП в данном случае нет. И самое суровое, что может грозить вам, это штраф 1500–2500 рублей по статье 12.18 Административного кодекса — за то, что не пропустили пешехода.

Если контакт произошел, это будет уже дорожно-транспортным происшествием. Даже если слегка задели пешехода, даже если только испачкалась куртка и все лишь выпал телефон — всё равно ДТП.

Ну, а в случае наезда можно и не говорить — это стопроцентное ДТП, которое грозит причинением легкого, среднего или даже тяжелого вреда здоровью пешехода.

Практика показывает, что большинство ДТП с пешеходами — это контактные аварии с травмами, материальным ущербом для пешехода и повреждением автомобиля. И последствия, грозящие водителю, в огромной степени зависят от его дальнейшего поведения. Вот тут и начинается водительская самодеятельность…

После аварии пешеход ушел…

В такой ситуации радостные водители тоже нередко покидают место инцидента. Однако при наличии контакта способность пешехода самостоятельно передвигаться и даже его слова́ «Всё нормально, я пошел» не являются основанием для водителя уехать. Просто потому, что контакт с пешеходом — это однозначно ДТП. А покинуть место дорожно-транспортного происшествия — значит совершить одно из грубейших нарушений ПДД.

Таким образом, даже если вы наблюдаете, как пострадавший пешеход поднимается, отряхивается и бодро уходит по своим делам, то всё равно вы остаетесь на месте — как в случае, когда сталкиваются два транспортных средства.

Мы намеренно приводим такую аналогию, поскольку при столкновении автомобилей и наличии пострадавших большинство автомобилистов понимают свою ответственность и остаются на месте происшествия до приезда полицейских, дабы не быть объявленным в розыск.

В ситуации с пешеходом всё то же самое. Это полноценное ДТП, и вы, будучи водителем, не имеете права уезжать. А заверения пешехода в прекрасном самочувствии и пожелание вам всех благ ничего не значат, поскольку сказать это он мог в состоянии сильнейшего стресса или, наоборот, решив наказать вас, сознательно отправившись в больницу, чтобы зафиксировать травмы.

Поэтому поведение пешехода не должно определять ваших дальнейших действий. Напротив, действия эти обязаны четко соответствовать пунктам 2.5–2.6.1 ПДД.

Так, в случае ДТП первоочередные меры — немедленная остановка автомобиля, включение аварийной сигнализации и размещение знака аварийной остановки. Если имеются пострадавшие, вы самостоятельно оказываете им первую помощь, после чего связываетесь с полицией и скорой помощью. Вы имеете право оставить место ДТП лишь для доставки раненых в больницу, после чего обязаны тут же вернуться обратно.

Если же вы просто покинули место аварии (по своим неотложным делам или решив после исчезновения пешехода, что инцидент исчерпан), то собственноручно формируете противоправный умысел своих действий. Это значит, что вы автоматически становитесь нарушителем, который сознательно сбежал, дабы избежать ответственности. И тогда вам грозит наказание вплоть до 15-суточного ареста либо 18-месячного лишения прав — в соответствии с частью 2 статьи 12.27 Административного кодекса. 

«Я уехал, потому что виновен пешеход, который убежал!»

Подобная реплика никак не оправдывает водителя, оставившего место ДТП. Прежде всего потому, что вердикт о виновности либо невиновности в подобной ситуации выносит исключительно суд. Таким образом, вы можете лишь предполагать вину пешехода в дорожно-транспортном происшествии, но не утверждать этого.

Опять же, в ДТП с пострадавшими выносить вердикт не могут и сотрудники Госавтоинспекции — они лишь фиксируют, кто является нарушителем ПДД, а кто действовал в соответствии с дорожными правилами. Безусловно, вы имеете полное право считать виновником наезда убежавшего пешехода; в то же время автотехническая и трасологическая экспертизы, возможно, опровергнут вашу уверенность.

Кроме того, оставление места дорожно-транспортного происшествия признается нарушением в любом случае — неважно, кто спровоцировал аварийную ситуацию. И потому вы как водитель будете привлечены за нарушение пункта 2.5 ПДД; другими словами, за сам факт того, что скрылись.

К слову, пешеходу ответственность за уход с места происшествия не грозит — это не предусмотрено Административным кодексом. И потому он волен делать всё, что хочет. В том числе и вернуться после инцидента к месту ДТП и вызвать ГИБДД. Либо для фиксации ущерба здоровью сразу направиться в больницу, откуда информация об аварии передается в полицию. И если на фоне такой активности пострадавшего выяснится, что вы никого не оповещали об аварии, а, напротив, укатили по своим делам, то вас наверняка лишат прав.

Впрочем, если вы попали в ДТП с пешеходом, но при этом страшно торопитесь, то формально есть еще один вариант.

Взаимных претензий нет

Итак, ситуация: ДТП, сбит пешеход, который, тем не менее, хорошо себя чувствует. Он заявляет, что жизнь по-прежнему прекрасна. Он весел, бодр и вообще вас прощает. На радостях вы чуть ли не братаетесь и, довольные друг другом, разбегаетесь по своим делам.

А потом пешеход вдруг чувствует недомогание, боль, слабость — в общем, он обращается в медучреждение. И тут у него обнаруживается вывих, трещина или сотрясение. Так часто бывает: подобные травмы проявляются не мгновенно, а спустя какое-то время.  При этом пострадавший сообщает медработникам, что был сбит автомобилем. И поясняет, где именно это случилось.

Сведения сразу уходят в ГИБДД, где выяснятся, что водитель не заявил о происшествии и покинул место аварии. И если госномер автомобиля известен, то машина объявляется в розыск, а находившийся в момент ДТП водитель имеет все шансы лишиться прав. И чтобы этого избежать, обязательно заявите об аварии в ГИБДД и дождитесь приезда наряда, вне зависимости от того, ушел пешеход с места происшествия или нет.

Но, как мы отметили выше, формально есть еще один возможный сценарий ваших действий. Заключается он в оформлении расписки.

Это документ, который вы составляете совместно с пешеходом, обязательно указывая ФИО и реквизиты паспортов, не забывая о дате и времени, а также обстоятельствах ДТП. В этом же документе вы сообщаете, что потребность оформлять аварию отсутствует и, главное, отсутствуют взаимные претензии и разногласия. Завершается такая бумага обязательными подписями двух сторон.

При выплате пешеходу денежной компенсации следует составить расписку о передаче денег. Помимо указанных выше обязательных пунктов, необходимо прописать сумму, которая выплачена в качестве возмещения ущерба.

Впрочем, сегодняшняя практика однозначно свидетельствует о том, что единственно верным способом избежать ответственности за оставление места аварии является исключительно вызов ГИБДД. Расписка в подобных случаях вовсе не гарантирует защиту от наказания.

Потому вернемся к законному алгоритму ваших действий при ДТП с пешеходом и рассмотрим их последовательность.

От теории к практике

В очередной раз отметим, что правильный вариант при дорожно-транспортном происшествии с пешеходом — вызвать сотрудников Госавтоинспекции. И неважно, ушел пешеход с места ДТП либо остался ждать полицейских.

Кстати, вызов наряда не заменить оформлением европротокола, поскольку, согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 11.1 Закона об ОСАГО (Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года), подобная процедура возможна лишь при аварии с участием двух автомобилей — ни больше ни меньше.

Итак, при ДТП с пешеходом вы:

  • останавливаете автомобиль на месте совершения наезда и никуда не отъезжаете, если не создаете помех другим участникам движения (в противном случае, согласно пункту 2.5 ПДД, вы обязаны переместить транспортное средство на обочину);
  • включаете «аварийку» и выставляете знак аварийной остановки;
  • проверяете, нуждается ли пешеход в медицинской помощи (если, конечно, он не убежал сразу после инцидента);
  • набираете с телефона 102 либо 112, сообщаете о дорожно-транспортном происшествии с участием пешехода и просите прислать сотрудников ГИБДД;
  • ожидая наряд, пробуете отыскать очевидцев происшествия и пытаетесь уговорить их дождаться прибытия полицейских (на крайний случай запишите их контакты);
  • фиксируете на фото или видео место ДТП, стараясь максимально расширить ракурс за счет размещения в кадре панорамного участка дороги, следов торможения, дорожного покрытия, линий разметки, а также различных вывесок и баннеров;
  • фотографируете повреждения, причиненные вашему автомобилю (если они появились в результате инцидента);
  • извещаете о дорожно-транспортном происшествии свою страховую компанию.

Когда приезжают инспекторы, заявляете об аварии и сообщаете, что второй участник покинул место ДТП. Затем едете на медицинское освидетельствование.

Поясним, что данная процедура проводится по требованию пункта 2 Правил медосвидетельствования, утвержденных правительственным Постановлением № 475 от 26 июня 2008 года. Тут есть нюанс: указанный пункт в качестве основания ссылается на конкретный документ — определение о возбуждении административного дела по статье 12.24 Административного кодекса. В свою очередь, статья эта применяется к водителю, нарушившему ПДД.

Но мы ранее выяснили, что вердикт о виновности либо невиновности в нашем случае выносит суд. Однако действующее законодательство подразумевает, что при ДТП с пешеходом водитель виновен однозначно, поскольку в любом случае нарушил пункт 14.1 Правил дорожного движения. Опять же, указанный пункт справедлив, когда наезд произошел на пешеходном переходе. А столкновение, случившееся вне пределов зебры, не обязывает водителя проходить медосвидетельствование.

Однако практика гласит, что, вне зависимости от места инцидента, водителя направят в медучреждение. Основанием при этом может стать не только вышеизложенная цепочка законодательных норм, но и любой признак опьянения, который может заподозрить инспектор. Например, не соответствующее обстановке поведение либо красное лицо — это реальное основание для проверки согласно пункту 3 Правил медосвидетельствования. Потому ни в коем случае не употребляйте алкоголь после аварии. Даже при сильном стрессе. Впрочем, вернемся к пешеходу.

Прибывшие на место инспекторы…

А прибывшие на место инспекторы попытаются найти пешехода. Но в реальности, если он сам не объявится, вероятность успешных поисков крайне мала. Дело в том, что инспекторам хватает работы с традиционными ДТП (когда сталкиваются одни машины), поэтому поиски пешехода они будут наверняка вести в кабинете, то есть формально отрабатывая процедуры.

Если же пострадавший объявился, причем судебно-медицинской экспертизой зафиксирован ущерб здоровью, тогда ему положена компенсация от страховой компании — разумеется, при наличии у вас действующего полиса ОСАГО. Максимальный размер страховки составляет 500 000 рублей — согласно пункту «а» статьи 7 Закона об ОСАГО. Если же затраты, связанные с лечением и реабилитацией, а также величина упущенного заработка (исключая моральный вред) превысят установленный лимит, то уже вы обязаны будете компенсировать недостающие деньги пострадавшему.

К слову, если пешеход уходит с места происшествия, не пытайтесь его задерживать. Любое физическое воздействие грозит вам уголовной ответственностью. Всё, что вы можете сделать в этой ситуации, — уговорить его остаться до приезда сотрудников ГИБДД. И тут важную роль может сыграть перспектива получения страховки, о которой мы написали выше. Сообщите, что он получит денежную компенсацию в полном объеме, если передумает уходить.

Впрочем, кто-то сейчас логично спросит: «А зачем мне удерживать пешехода? Хочет уйти — пусть уходит. Мне-то что?» В са́мом деле, ваша главная задача в такой ситуации — самому оставаться на месте до приезда ГИБДД.

Что касается пешехода, то мы уже отмечали: за оставление места ДТП действующий Административный кодекс не предусматривает для него ответственности. Санкции грозят исключительно скрывшимся водителям, причастным к аварии.

Впрочем, нельзя сказать, что при ДТП пешеход неподсуден. Более того, в некоторых ситуациях он даже рискует попасть под уголовную статью. Так, если пешеход сбежал с места происшествия, в котором он стал причиной тяжкого вреда здоровью других участников аварии, то подлежит ответственности согласно части 1 статьи 118 Уголовного кодекса — от штрафа максимальным размером 80 000 рублей до 3-летнего ограничения свободы или даже 6-месячного ареста.

Однако в практике арест не применяется. По той причине, что арестных домов попросту нет. Не открыли, поскольку их строительство и содержание требует финансирования, а оно отсутствует. Таким образом, самым жестким наказанием по части 1 статьи 118 Уголовного кодекса остается ограничение свободы. Многие думают, что это содержание в колонии. Но всё не так. Содержание в колонии — это лишение свободы. А вот ограничение свободы означает запрет на определенные действия. Например, нельзя уезжать из города проживания, посещать определенные места или учреждения, участвовать в массовых акциях.

Если же пешеход спровоцировал аварию с погибшими, то подлежит ответственности согласно частям 1 или 3 статьи 109 Уголовного кодекса. Эти нормы, карающие за смерть по неосторожности, предусматривают различные санкции: от 2-летних исправительных работ до 4-летнего лишения свободы. 

Подобные ситуации — далеко не редкость. Пешеходы часто пытаются перебежать дорогу на красный свет или в неположенном месте. А водитель, стремясь избежать столкновения, выворачивает руль и врезается в другую машину (или столб). В итоге пешеход благополучно убегает, а на дороге остаются пострадавшие пассажиры и водители.

Что же касается вопроса о целесообразности уговаривания пешехода остаться, то определенный резон для водителя тут есть. Если выяснится, что причиной ДТП стали действия пешехода, он обязан будет возместить нанесенный транспорту ущерб (если, конечно, машина реально пострадала). И в такой ситуации важно, чтобы пешеход был, что называется, в наличии, ибо, как уже выяснили, искать его — это в большинстве случаев хлопотно и безуспешно.

Еще раз об ответственности водителя

Итак, ответственность пешехода мы разобрали. В заключении скажем еще раз об ответственности водителя, поскольку она довольно обширная.

Согласно действующему законодательству, речь идет об административной, уголовной и гражданской ответственности.

Говоря в общем, административная ответственность предполагает выяснение отношений между водителем и государством. Уголовная наступает при серьезных ДТП — с причинением тяжкого вреда здоровью пострадавших или смертельным исходом. Гражданская ответственность подразумевает выплату водителем денежной компенсации из своего кармана — в ситуации, когда лимит страховых выплат оказался недостаточном для компенсации ущерба.

Так, если пешеход после наезда бодро встал на ноги и побежал по своим делам, а водитель, облегченно вздохнув, поехал дальше, то за оставление места аварии он может лишиться прав на 12–18 месяцев или сесть под административный арест (в отличие от арестных домов, его отбывают в камере спецприемника) сроком до 15 суток — согласно части 2 статьи 12.27 Административного кодекса.  

Если наезд выразился в легком контакте с пешеходом, итогом чего стала испачканная одежда или разбитый телефон, то водитель рискует раскошелиться на 1500–2500 рублей — в соответствии со статьей 12.18 Административного кодекса.

В случае причинения легкого вреда здоровью автомобилиста оштрафуют на 2500–5000 рублей либо вовсе лишат прав на срок от 12 до 18 месяцев — согласно части 1 статьи 12.24 Административного кодекса.

Если вред оказался средней тяжести, то сумма штрафа возрастает до 10 000–25 000 рублей, а лишиться водительских корочек можно уже на полтора-два года — в соответствии с частью 2 статьи 12.24 КоАП.

В том случае, когда авария обернулась тяжким вредом для здоровья пешехода, водителем интересуется уже Уголовный кодекс. Согласно части 1 статьи 264 УК, санкции для такого автомобилиста могут быть различными: от ограничения свободы максимальным сроком 36 месяцев до 2-летнего лишения свободы.

Отметим, что, согласно статье 1079 Гражданского кодекса, автомобиль причисляется к источникам повышенной опасности. И потому водитель подлежит гражданской ответственности даже в ситуации, когда пострадавший от наезда пешеход сам нарушил ПДД и спровоцировал аварию — на основании пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса.

Исключением из этого правила являются так называемые автоподставы (когда пешеход умышленно бросается под машину) и форс-мажорные обстоятельства (например, человека бросило на капот ураганным ветром). Доказать подобные факты можно исключительно в суде, причем обязанность доказывания лежит на водителе.

Новые статьи
Все статьи