Дорожные камеры тоже ошибаются. Особенно в непогоду
Штрафы

Дорожные камеры тоже ошибаются. Особенно в непогоду

766
Читать: 9 минут

Непогода является испытанием не только для водителей — дорожные камеры также чувствительны к дождю и снегу. Как именно ухудшение погодных условий вынуждает ошибаться комплексы фотовидеофиксации? Разберемся прямо сейчас.

Активно этой проблемой стали заниматься в 2020 году. Тогда каждое региональное управление Госавтоинспекции получило указание руководства МВД «взвешенно» оформлять протоколы с камер, зафиксировавших нарушение в непогоду.

В переводе на обычный язык это означает, что обильные дожди и мокрые снегопады реально вызывают сильные помехи в работе комплексов фотовидеофиксации. Следует также отметить, что выпавший снег скрывает дорожную разметку, что может дополнительно стать причиной нарушений водителями Правил дорожного движения.

К слову, началось всё еще в 2019-м, когда в само́й Госавтоинспекции разработали рекомендации по работе с системами автоматической фиксации нарушений. В документе среди прочего содержатся условия, исключающие эксплуатацию приборов. И непогода — в числе таких условий.

Итак, давайте выясним, насколько сильно дождь или мокрый снег мешают функционированию комплексов фотовидеофиксации и, главное, в каком случае водитель может обжаловать ошибочное постановление. \

В чем проблема

Как правило, дорожная камера при ухудшении погодных условий тоже начинает плохо «видеть», особенно если дождь или снег отягощается плотным транспортным потоком.

Сегодняшние комплексы фотовидеофиксации уже определяют типы транспортных средств, однако еще не разбираются в марках и моделях. Кроме того, искусственный интеллект испытывает трудности с четкой фиксацией габаритов и траекторией движения конкретного транспорта.

А когда работа осложняется еще проливным дождем или мокрым снегом, то система сбивается и присваивает зафиксированную скорость не конкретному автомобилю-нарушителю, а случайной машине, идущей рядом в плотном потоке. И всё. Дальше на «автомате» формируется постановление о нарушении водителю, который, как говорится, вообще не при делах.

Кстати, если погода совсем разгулялась, то камера даже перестает отличать легковое авто от грузовика. И тогда уже постановления, можно сказать, штампуются в случайном порядке. Именно такие недоразумения в работе комплексов фотовидеофиксации выявлены по итогам проверки, проведенной за весь 2018-й и первые полгода 2019 года.

Камера камере рознь

Это реально так. На российских дорогах сегодня сосредоточена огромная группировка комплексов фотовидеофиксации. Они отличаются друг от друга функционалом, но главное — частотным диапазоном.

В нашей стране сертифицированы три диапазона, в которых работают дорожные камеры. Речь идет об X-диапазоне с частотой 10,525 ГГц; K-диапазоне с частотой 24,150 ГГц; лазерном L-диапазоне частотой 700 — 1000 нм.

Наиболее массовым является K-диапазон. В обычных условиях он уверенно захватывает любые движущиеся транспортные средства и точно определяет их скорость. Однако всё меняется с ухудшением погодных условий.

Сильный дождь или стеной идущий снег зачастую искажает траекторию радиоимпульсов, которые затем считываются принимающим детектором. В итоге — неверные показания. К слову, именное такое искажение является причиной сбоя работы адаптивного круиз-контроля и системы предупреждения о столкновении на автомобилях.

Помимо столь фундаментальных проблем есть и более прозаичные: осадки нередко заливают весь прибор либо объектив, подтеки на котором также провоцируют блок управления на выдачу ошибочных данных.

Когда камера не должна работать

Рекомендации, которые получили региональные центры управления движением в 2020 году, предписывают отключать дорожные камеры в двух случаях:

  • когда погодные условия не позволяют гарантированно идентифицировать транспорт нарушителя;
  • на дороге перед комплексом фотовидеофиксации отсутствует разметка, ограничивающая предельно допустимую скоростью.

Кроме того, выключать камеру нужно и в том случае, если автомобилисты начинают массово жаловаться на ошибочные штрафные постановления, поступающие именно с этого устройства. В этой ситуации требуется не просто деактивировать аппарат, но провести ревизию — тщательно проверить алгоритм его работы. 

Удивительно, что по сведениям само́й Госавтоинспекции почти четверть нарушений, которые фиксируют автоматические дорожные камеры, оказываются ошибочными.

Просматривая тысячи и тысячи постановлений, инспекторы ГИБДД и операторы ЦОДД порой не в состоянии моментально выявлять все без исключения ошибки программного комплекса.

Таким образом, получается своеобразная порочная практика: изначально нейросеть, которая и распознает автомобиль нарушителя, призвана заменить человека; однако в настоящее время именно человек проверяет систему и выявляет ошибки. В итоге ошибки допускают как электроника, так и люди.

А уж если непогода, то ошибок сразу прибавляется. Причем их увеличение вызвано не только «кривой» работой самих камер, но и действиями водителей, которые в этой ситуации действительно оказываются без вины виноватые. Поясним, о чем речь…

Ничего не видно

«А снег идет, а снег идет…» — поется в одной популярной некогда песне. И под занавес этого снегопада взору водителей нередко предстает дорога, на которой совершенно скрыта разметка, и потому ее предписаниям они вполне объективно следовать не могут.

В итоге один наезжает на стоп-линию у светофора; другой задевает край «выделенки» для общественного транспорта; третий пересекает сплошную разметку; четвертый вообще оказывается на «встречке» в ходе виража или разворота. И главное — всё это не специально, поскольку снег укрыл дорожную разметку!

И даже в постановлении фотография с дорожной камеры четко показывает, что сугробы надежно «похоронили» любые обозначения, имеющиеся на проезжей части. Никаких запрещающих полос водителям не видно. И несмотря на это, «письмо счастья» все равно пришло. Почему?

Потому что комплексом фотовидеофиксации контролируется не разметка, а дорожная зона — участок проезжей части, куда транспортным средствам запрещено въезжать.

Очертания каждой запретной зоны сохраняются в памяти устройства. И вот тут нужно обязательно заметить, что непогода каких-либо корректив не вносит: вне зависимости от наличия или отсутствия снега на дороге камера всегда «видит» зону и фиксирует несанкционированное пересечение ее границ.

В итоге водитель получает постановление за несоблюдение разметки; и в этом постановлении имеется фото, на котором разметка отсутствует. Как мы и говорили ранее, такая ситуация случается нередко, потому что инспектор, контролирующий автоматическое нарушение с дорожной камеры, всегда имеет шанс пропустить его по невнимательности. 

И если вам пришло подобное «письмо счастья», обязательно обжалуйте штраф. Для этого обращаетесь с заявлением в подразделение Госавтоинспекции, где выписано постановление о правонарушении. Сделать это можно лично (то есть ногами придя в ГИБДД), а можно отправить бумажное письмо почтой или подать обращение через портал «Госуслуги» — в 10-дневный срок с того момента, как получили постановление.

Новые статьи
Все статьи