Дорожные камеры друг за другом фиксируют нарушение: сколько придет штрафов?
Штрафы

Дорожные камеры друг за другом фиксируют нарушение: сколько придет штрафов?

2579
Читать: 6 минут

Водители стали жаловаться на обилие дорожных камер, сконцентрированных на сравнительно небольших по длине участках пути. На практике это чревато ежеминутными штрафами и, по сути, дублированием наказания, хотя формально это санкции за разные нарушения ПДД.

Правомерна ли такая ситуация и как подобные случаи урегулированы законодательно? Попробуем разобраться.

Разработчики дорожных камер заявляют

В соответствии с методикой Минтранса, утвержденной комитетом нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» 19 ноября 2019 года, за городом дорожные камеры должны располагаться на расстоянии минимум 5000 метров друг от друга, а в пределах городской черты — минимум 1000 метров. Конкретные дорожные участки для установки комплексов фотовидеофиксации в Госавтоинспекции определяют с учетом статистики по авариям.

По словам специалистов ассоциации «Око», объединяющей производителей комплексов фотовидеофиксации, в реальной дорожной обстановке может сложиться впечатление, что камеры стоят, что называется, одна за другой и фактически карают за одно и то же нарушение. Но это лишь впечатление.

Даже при визуальном нагромождении таких устройств каждое из них контролирует свою часть дороги. Это особенно актуально для широкополосных магистралей. В большинстве случаев дорожные камеры сегодня охватывают не более 3-4 полос, лишь самым последним моделям доступно 6-8-полосное «зрение». Поэтому и кажется на первый взгляд, что камеры следуют за каждым водителем по пятам, передавая нарушение, как эстафетную палочку.

Подчас роли действующих камер играют муляжи. Они, как правило, заменяют реальные устройства после того, как те выполнили свою задачу — погасили аварийность на конкретном участке — и сменили дислокацию.

Дублирование нарушения — что говорит закон

Что касается дублирования камерами одного и того же нарушения, то это запрещено законодательно. Согласно пункту 6.2 национального стандарта ГОСТ Р 57145-2016, секторы наблюдения не должны пересекаться.

Другими словами, конкретный отрезок дороги должна контролировать лишь одна камера. Подобный принцип исключает штраф за одно и то же нарушение ПДД. С другой стороны, камера может зафиксировать сразу несколько разных нарушений, которые допустил водитель.

К примеру, в Москве комплекс фотовидеофиксации выявил нарушения, связанные с превышением скорости на 25 км/ч, движением по выделенной полосе, проездом на красный свет и разговором по телефону за рулем.

В этой ситуации водитель получает целую серию штрафов:

  • 500 рублей согласно части 2 статьи 12.9 Административного кодекса;
  • 3000 рублей по части 1.2 статьи 12.17 КоАП;
  • 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.12 Административного кодекса;
  • 1500 рублей на основании статьи 12.36.1 КоАП.

Таким образом, одна камера наказала водителя сразу на 6000 рублей четырьмя постановлениями. И всё это абсолютно законно.

Две камеры — два штрафа?

Даже если две ближайшие камеры, «высматривающие» исключительно свои участки дороги, зафиксировали одного и того же нарушителя с превышением скорости, это вовсе не означает, что виновник гарантированно получит два штрафа.

Согласно Постановлению Пленума ВС № 20 от 25 июня 2019 года, суды обязаны осуществлять проверку всех обстоятельств, в которых вынесен первый штраф и все последующие. Поэтому судья обязан проверить, была ли у водителя возможность безопасно снизить скорость до момента въезда в зону ответственности следующей камеры. И если не было, тогда второй штраф выписан неправомерно.

Подобная ситуация справедлива для других нарушений. В частности, заехав на выделенную полосу, водитель зачастую не может ее покинуть, не нарушив ПДД повторно, что и попадает в объектив следующей камеры.

Итак, у нас имеется методика Минтранса, которая предотвращает чрезмерную концентрацию дорожных камер на конкретном участке; и есть Постановление Пленума ВС № 20, которое обязывает суды выяснить, мог ли водитель вовремя и безопасно затормозить перед следующей камерой.

Нюанс, однако, в том, что методика Минтранса носит лишь рекомендательный характер. Поэтому в реальном судебном заседании сослаться на нее в качестве догмы не получится. А значит, единственным шансом отменить повторные штрафы с камер, идущих друг за другом, становится тщательное выяснение судом всех обстоятельств дела.