Перейти к основному содержанию

Должна ли страховая компания выплачивать неустойку при неполной выплате ОСАГО?

Автор: Редактор

Страховая компания выплатила дополнительную компенсацию ОСАГО пострадавшему в ДТП после решения финансового уполномоченного. Но при обоснованном несогласии клиента с суммой, страховщик должен выплатить ему и неустойку, причем за весь период с момента неполной выплаты.

Именно такой вердикт вынесен Верховным судом по делу № 25-КГ21-13-К4 от 12 октября 2021 года. Необходим отметить, что сама логика расчета неустойки, включая дату, с которой идет начисление, уже разъяснялась Постановлением Пленума Верховного суда № 7 от 24 марта 2016 года.

Проблема, однако, в том, что финансовые уполномоченные, суды первичной (а иногда апелляционной и кассационной) инстанций подчас не могут разобраться в этом вопросе.

Новый порядок решения споров

Здесь нужно сделать дополнительное отступление и озвучить порядок, по которому решаются споры со страховщиками. Ныне действующие правила установлены 1 июня 2019 года на основании Федерального закона № 123-ФЗ от 4 июня 2018 года.

В случае несогласия с решением страховщика (к примеру, вынесен отказ в компенсации либо ее сумма недостаточна) клиентом выставляется претензия, то есть направляется соответствующее заявление в адрес страховой компании. Если она проигнорировала претензию либо ответ неудовлетворительный, то подается жалоба на имя финансового уполномоченного. Если и его решение окажется неприемлемым, тогда уже клиент имеет право подать на страховщика в суд.

Что касается сроков исполнения обязательств, то, согласно части 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года, страховая компания обязана отправить машину в ремонт либо выплатить страховку не позднее 20 дней с момента обращения клиента. И по истечении указанного периода уже начисляются пени, однако не «автоматом», а лишь по суду. И вот тут-то суды и финансовые уполномоченные, что называется, начинают плавать.

Решение осталось в силе

А теперь вернемся к делу № 25-КГ21-13-К4. Итак, страховая компания насчитала клиенту, пострадавшему в ДТП, компенсацию в размере 59,9 тыс. рублей. Насчитала и выплатила. Клиента, однако, сумма не устроила, и для реальной оценки ущерба он обратился к услугам независимой экспертизы.

Итог обращения подтвердил опасения: реальная сумма ущерба (с учетом износа) оказалась много больше — 140,6 тыс. рублей. После этого клиент выставил страховой компании требование о выплате разницы в размере 88,7 тыс. рублей, включая расходы на эксперта. И получил отказ.

Далее последовало обращение к финансовому уполномоченному. Итогом рассмотрения жалобы стало решение о выплате клиенту 44,1 тыс. рублей с учетом стоимости независимой экспертизы. И страховая компания выплатила эту сумму.

Затем автовладелец выставил требование о взыскании неустойки со дня первоначальной выплаты, произведенной не в полном объеме. Получил отказ. Снова последовало обращение к финансовому уполномоченному. Однако тут омбудсмен решил, что страховая компания полностью выполнила обязательства и неустойки не заслужила.

В такой ситуации клиент обратился в суд. По итогам рассмотрения судом первой инстанции сделан вывод: страховая действительно вовремя произвела выплату по возмещению ущерба. А то, что ущерб компенсирован частично, не отменяет соблюдения срока. Решение финансового уполномоченного также было исполнено без нарушений — выплата произведена вовремя. Таким образом, требование о выплате неустойки является несостоятельным и удовлетворению не подлежит.

Клиент имеет право

Попытки оспорить вердикт оказались тщетны: решение оставлено в силе апелляционной и кассационной инстанциями. Однако всё изменилось по итогам рассмотрения дела Верховным судом.

Напомним, согласно Федеральному закону № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года, страховая компания обязана либо направить в сервис пострадавшее авто, либо выплатить компенсацию в 20-дневный срок с момента обращения клиента. Если же срок пропущен, то клиент имеет право взыскать неустойку: 1 % от спорной суммы за каждый просроченный день.

Верховный суд указал: компенсация действительно выплачена вовремя, однако не в полном объеме. А это значит, что действия страховой компании нарушают Закон об ОСАГО.

Следовательно, клиент имеет полное право требовать уплаты неустойки. И такая неустойка рассчитывается именно с того дня, когда страховая компания выплатила компенсацию не в полном объеме, то есть фактически добровольно отказалась исполнять весь объем финансовых требований клиента.

banner

 

Наши сервисы
Наши сервисы
Оформить полис ОСАГО
Оформить полис ОСАГО
Оформить
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить налоговые задолженности по ИНН
Проверить
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установите плагин для браузера и получайте уведомления вовремя
Установить