Диагностическая карта для ОСАГО: нужна ли в 2021 году
ОСАГО

Диагностическая карта для ОСАГО: нужна ли в 2021 году

581
Читать: 6 минут

Оформить полис ОСАГО водитель может только в случае, если прошел техосмотр. Это железное правило действовало еще недавно. Но всё изменилось. Как же сегодня обстоят дела? И нужна ли диагностическая карта для ОСАГО? Рассказываем прямо сейчас. 

Уточним, что «всё изменилось» еще 22 августа 2021 года. Именно в этот день Федеральный закон № 40-ФЗ (Закон об ОСАГО) освободил водителей от обязанности проходить техосмотр (ТО) перед заключением договора «автогражданки». Другими словами, приобрести полис можно теперь без действующей диагностической карты. 

В то же время, это нисколько не отменяет необходимость прохождения техосмотра. Да, о нем вас больше не спросят при оформлении ОСАГО, однако диагностическая карта по-прежнему является обязательным документом для каждого автомобилиста. Впрочем, как говорится, есть нюансы.

Согласно изменениям, внесенным в текст Федерального закона № 170-ФЗ, с 1 марта 2021 года автомобили, не достигшие 4-летнего возраста, освобождены от техосмотра. Если машина выпущена более 4 лет назад, то проходить ТО нужно каждые 24 месяца, пока транспортному средству не исполнится 10 лет — с этого возраста техосмотр становится ежегодным. 

Эти нормативы обязательны к исполнению не только владельцами легковых машин, но и хозяевами прицепов и полуприцепов, а также мотоциклов и грузовых авто массой до 3,5 тонны включительно. К слову, грузовикам массой более 3,5 тонны проходить техосмотр нужно каждый год, равно как и учебным автомобилям возрастом менее 5 лет (а если более — осмотр необходим раз в полгода).

Что касается автомобилей такси, то машины, которым не исполнилось 5 лет, являются на ТО ежегодно, а старше этого возраста – каждые шесть месяцев. 

Итак, приобретать полис «автогражданки» теперь можно вне зависимости от наличия диагностической карты. И в такой вот нежесткой связке техосмотр и ОСАГО становятся интересными для камер, которые технически уже готовы штрафовать за то и за другое. И не в отдаленной перспективе, а в ближайшее время — уже с начала 2022 года. 

Так, московские власти в сентябре 2021 года задумали полностью обновить группировку дорожных камер на столичных улицах, для чего провели тендер с бюджетом около 3,3 млрд рублей. Особенность в том, что новые комплексы фотовидеофиксации имеют техническую возможность, помимо прочего, выявлять транспортные средства, не зарегистрированные в базах ЕАИСТО и РСА (то есть без техосмотра и ОСАГО). 

Несмотря на отвязку полиса ОСАГО от диагностической карты, оба документа являются обязательными для водителя. И за их отсутствие автовладельца ожидают санкции. 

Отметим: в случае приобретения электронного ОСАГО можно показывать его инспектору прямо на смартфоне. При наличии же бумажного документа (когда договор заключен в офисе страховой компании), предъявлять нужно именно его — фотография полиса тут не работает. 

И когда водитель просто забыл «автогражданку» дома, то раскошеливается на 500 рублей согласно части 2 статьи 12.3 Административного кодекса. Если же полиса нет вообще (договор ОСАГО не заключен), то нарушителя штрафуют на 800 рублей в соответствии с частью 2 статьи 12.37 КоАП.

А вот за отсутствие техосмотра обычному водителю ничего не будет. Согласно действующему Административному кодексу, а именно части 2 статьи 12.1 КоАП, санкции в размере 500 — 800 рублей грозят лишь водителям пассажирского и грузового транспорта. Но всё изменится 1 марта 2022 года, когда в статье 12.5 КоАП появится пункт 1.1, по которому штрафом 2000 рублей станут карать любого, не имеющего действующей диагностической карты.

В заключение отметим, что зависимость ОСАГО от техосмотра сохраняется и при ДТП. К примеру, автовладелец спровоцировал аварию из-за неисправности транспортного средства: отлетевшим во время движения колесом поврежден встречный автомобиль. У виновника имеется действующий полис «автогражданки», но вот диагностическая карта просрочена. 

В такой ситуации страховщик компенсирует ущерб пострадавшей стороне, однако потом, согласно подпункту «и» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, может предъявить виновнику ДТП регрессное требование и получить средства, потраченные на страховую выплату. Поэтому, чтобы не потерять больше, садитесь за руль только с действующим полисом ОСАГО и вовремя проходите техосмотр.

 

Новые статьи
Все статьи