Что делать: нарушил водитель, а штраф пришел на организацию
Бизнес

Что делать: нарушил водитель, а штраф пришел на организацию

1543
Читать: 6 минут

Собственники компаний, у которых в штате работают наемные водители, не всегда понимают, как вести себя при получении постановлений от ГИБДД. Учитывая, что наказания за нарушение ПДД для юрлиц гораздо выше, предприниматели должны понимать, что делать в таких ситуациях. 

Может ли водитель сам оплатить штраф ГИБДД за организацию? Или это обязанность компании? Разбираемся в этой статье.

Штраф придет на машину или на водителя?

То, кто должен платить штраф: собственник авто или наемный водитель, зависит от конкретной ситуации.

Почти все штрафы приходят с камер, которые выписываются именно на автомобиль. А это значит, что, если собственник автомобиля — юридическое лицо, именно компании придется нести все затраты.

Но есть исключения! Штраф водителю может выписать инспектор ГИБДД. Тогда юрлицо не несет никакой ответственности. Правда, если водителю вменяют статью, по которой дополнительно предусмотрена ответственность юридического лица, то выпишут два отдельных штрафа: и на компанию, и на водителя. Такое случается, например, при отсутствии путевого листа.

Как проверить штрафы организации

Сейчас все можно сделать онлайн. Для этого на сайте РосШтрафов есть раздел «Для автопарков». Пользоваться подобными ресурсами практичнее, чем ждать бумажных извещений. А шанс просрочить оплату сводится к минимуму.

Что делать: нарушил водитель, а штраф пришел на организацию

Сервис автоматически проверяет штрафы: «Платон», ГИБДД, АМПП, МАДИ, МУГАДН, перегруз, паркинги.  

В личном кабинете организация видит все свои штрафы. Поэтому не нужно проверять нарушения в каждом ведомстве отдельно.

Также есть возможность посмотреть, кто и когда нарушил.

Что делать: нарушил водитель, а штраф пришел на организацию

Ответственные представители компании могут не только провести оплату, но и направить штраф нарушившему водителю.

Как удержать штраф с водителя

В случаях, когда водитель нарушил ПДД на служебной машине, есть четыре возможных пути:

  • оплата штрафа;
  • обжалование нарушения;
  • удержание суммы штрафа из зарплаты сотрудника;
  • оплата нарушения самим водителем.

Обжалование

Процедура для компаний выглядит также, как и для физлиц. На то, чтобы оспорить нарушение, есть 10 дней.

Если с водителем заключен договор оказания услуг или аренды, шансы оспорить штраф достаточно высоки. Положительного результата можно ждать и в случаях, если сотрудник использовал транспорт в личных целях.

Что делать: нарушил водитель, а штраф пришел на организацию

Обжаловать штраф нужно в том ведомстве, которое его выписало.

Важно! Если нарушение произошло по вине организации, оспорить его не получится. Такое происходит, например, если водитель не смог остановиться из-за отказа тормозной системы. Это говорит о том, что автомобиль не проходил осмотр перед рейсом.

Но если водитель устроен в штат, добиться отмены наказания проблематично. Так как в этом случае организация отвечает за действия нанятого человека.

Обжаловать штраф получается у тех, кто докажет, что водитель не выполнил трудовые обязательства. Например, во время рейса сотрудник поехал по другому маршруту, где и нарушил правила.

Удержание суммы штрафа из зарплаты водителя

Это самый распространенный метод решения проблемы. Но законным он будет только в случаях:

  • с работником заключен трудовой договор;
  • можно доказать, что нарушение совершено по вине работника;
  • когда компания получила материальный ущерб.

Что делать, если водитель не хочет оплачивать штраф

Если водитель не согласен с удержанием суммы штрафа из зарплаты, придется решать вопрос в судебном порядке.

Для этого компания должна собрать документы, подтверждающие вину сотрудника. Также суд может попросить предоставить трудовой договор. В нем будут искать какие-либо положения, которые бы говорили о материальной ответственности водителя.

Что делать: нарушил водитель, а штраф пришел на организацию

Когда нельзя удерживать деньги с зарплаты водителя в счет штрафа

Таких ситуаций не так уж много:

  • форс-мажор;
  • нормальный хозяйственный риск;
  • крайняя необходимость;
  • необходимая оборона;
  • хранение имущества в ненадлежащих условиях.

Например, нельзя удержать деньги из зарплаты водителя, если он пересек двойную сплошную, чтобы предотвратить аварию.