Перейти к основному содержанию

Автокресло, бустер, адаптер — что из этого грозит штрафом

Автор: Редактор

Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), водитель обязан обеспечивать безопасность пассажиров. Требования еще более ужесточаются в случае перевозки детей. И потому правильный выбор специальных удерживающих устройств является критически важным для исключения травм и аварий маленьких пассажиров при ДТП. Сейчас мы расскажем, как правильно подобрать автокресло, бустер либо автолюльку, и что грозит водителю, перевозящему ребенка без таких приспособлений.

Отметим, что ПДД четко регламентируют, где размещать ребенка во время поездки и в каком именно удерживаем устройстве его располагать.

Требования к перевозке ребенка

Водитель, который везет маленького пассажира, обязан руководствоваться пунктом 22.9 Правил дорожного движения.

Согласно ему, для перевозки на заднем сиденье ребенка до 7 лет должно применяться исключительно сертифицированное детское удерживающее устройство (ДУУ) — автокресло либо автолюлька (обычную люльку, переноску либо «конверт» использовать запрещено).

Пассажир возрастом от 7 до 11 лет включительно может быть пристегнут уже штатным ремнем безопасности.

А вот переднее сиденье обязательно должно быть оснащено удерживающей системой до момента достижения ребенком 12-летнего возраста. Кстати, ранее ставить ДУУ ребенку до 12 лет нужно было при перевозке и на заднем, и на переднем сиденье. Однако с 12 июля 2017 года (на основании правительственного Постановления № 761 от 28 июня 2017 года) располагать маленького пассажира в ДУУ необходимо: спереди — до 12-летнего возраста; на заднем сиденье — пока не исполнилось 7 лет.  

Соответственно, запрещен провоз ребенка до 7 лет на коленях у взрослого либо просто в лежачем положении на сиденье авто — повторимся, необходимо пользоваться только детским удерживающим устройством.

Что касается мототранспорта, то садить на заднее сиденье ребенка, не достигшего 12-летнего возраста, также нельзя.

Таким образом, если ПДД требуют наличия автокресла, но в данный момент оно отсутствует, то водителю ехать запрещено. В противном случае встреча с инспектором гарантированно обернется штрафом. Но в данном случае главное не это — нарушение требований к перевозке ребенка может вызвать печальные для него последствия в случае аварии, от которой, к сожалению, никто на дороге не застрахован.

Как выбрать автокресло

Итак, главный вопрос нашей статьи: как выбрать автокресло для ребенка правильно, чтобы не было потом мучительно больно?

Вне зависимости от того, везете ли вы ребенка на море в летний отпуск, либо доставляете в детский сад или школу, автокресло, точнее, детское удерживающее устройство, должно полностью соответствовать требованиям российских стандартов.

К слову, под формулировкой «российские стандарты» в нашем случае подразумевается Технический регламент, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза № 877 от 9 декабря 2011 года. Документ снабжен Приложением № 10, которое регламентирует эксплуатацию автолюлек, бустеров и автокресел.

Так, маркировка детского удерживающего устройства может быть двоякой:

  • код ЕЭК ООН № 44-04 присваивается системам, произведенным в нашей стране;
  • шифром ECE R44/04 обозначаются модели, выпущенные за рубежом.

Как выглядит маркировка? Это нестираемая оранжевая наклейка, которая наносится на корпус ДУУ. И если вы нашли ее, значит, при изготовлении учтены все нормы безопасности, использованы нетоксичные материалы и, главное, успешно пройдена серия краш-тестов — в общем, система полностью пригодна для использования.

Логично возникает вопрос: как удостовериться, что сертификат ДУУ подлинный? На самом деле, очень просто. Достаточно открыть сайт Росаккредитации, пройти по пути «Главная страница — Показать все сервисы — Электронные реестры — Единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии» и в открывшемся окне указать номер сертификата. Если напротив сертификата (слева) увидите зеленую галочку, значит, сертификат действующий.

Следует обратить внимание и на фиксацию автокресла в салоне (переднее или заднее сиденье — неважно). Любое нарушение также станет поводом для штрафа.

Для фиксации ДУУ могут использоваться:

  • крепления системы ISOFIX;
  • обычные штатные ремни безопасности.

Отметим, что креплениями ISOFIX оснащен не каждый автомобиль. И если спинка сиденья имеет разъем с одноименной маркировкой, вам достаточно просто защелкнуть на таких скобах замок автокресла. Соответственно, при отсутствии в салоне подобной маркировки следует купить ДУУ без креплений ISOFIX.

К слову, правильная фиксация детского автокресла требует и правильной длины ремня — минимум 215 см. Причем нужно обязательно контролировать, чтобы лямка покоилась на плече, а не шее ребенка. От этого напрямую зависит его здоровье и жизнь при любой аварии.

Автокресла бывают разные

Это действительно так, поэтому давайте разберем сейчас классификацию детских удерживавших устройств.

Итак, все они делятся на 6 групп, различающихся между собой весом и возрастом ребенка. Соответственно, выбирая ДУУ, нужно ориентироваться прежде всего на два этих критерия. Коснемся подробнее каждой группы.

Группа 0. Сюда относятся новорожденные весом до 10 кг и ростом до 75 см. По сути, удерживающая конструкция для таких малышек — это обычная колыбелька, называемая иначе автолюлькой. Как правило, малышей в таком ДУУ возят до 6-месячного возраста.

Подобную автолюльку, имеющую наклон спинки от 30 до 45 градусов, можно крепить и на переднее сиденье, но против движения автомобиля. То есть малыш располагается спиной вперед, поскольку такая конфигурация считается оптимальной для неокрепшего детского позвоночника. Отметим, что в этих условиях подушка безопасности на переднем пассажирском сиденье должна быть отключена, ибо она не спасет, а гарантированно повредит малыша в случае срабатывания.

Группа «0+». К ней относятся малыши весом до 13 килограммов и ростом также до 75 см. В таких устройствах ребенка можно возить до 15-месячного возраста. Впрочем, вы можете использовать подобное ДУУ и для новорожденного малыша — нарушением это не является.

Здесь уже регулировка позволяет добиться откровенно полусидячего положения, но затылок малыша, как правило, тоже «смотрит» на дорогу, то есть ребенок расположен спиной вперед.

Группа 1. К этой категории относятся малыши возрастом от 12 до 48 месяцев (то есть от года до четырех лет). Основные параметры: вес — от 9 до 18 кг; рост — до 98 см.

В таком автокресле ребенок располагается уже традиционно, то есть лицом в направлении движения автомобиля. Большинство подобных моделей оснащены 5-точечной системой крепления, иногда уступающей место специальному столику, поддерживающему ребенка и препятствующему падению. И тот и другой варианты, согласно Техрегламенту, допустимы и безопасны.

Группа 2. Возраст ребенка, относящегося к этой категории, — от 3 до 6 лет. Удерживающие устройства рассчитаны на вес 15—25 кг и рост до 120 см.

Здесь модели обладают 3-точечной системой крепления. Установка автокресла производится по ходу движения, то есть ребенок смотрит на дорогу.

Группа 3. Удерживающие системы предназначены для детей от 6 до 12 лет, весом до 25 до 36 кг и ростом до 135 см.

Особенность ДУУ в этой категории — сиденье без спинки. Подобное бескаркасное автокресло именуется бустером.

Некоторые модели бустеров оснащаются подлокотниками. Впрочем, такая опция, в сравнении со стандартными каркасными автокреслами, является откровенно слабой защитой. Для фиксации устройства применяется штатный ремень безопасности. Благодаря высокой подушке-подкладке обеспечивается правильная посадка ребенка, при которой ремень оказывается на грудной клетке и плече, а не животе и шее.

Универсальная группа. В эту категорию попадают детские удерживающие системы для ребенка любого возраста. Модели универсальной группы — так называемые трансформеры, в которых могут располагаться как новорожденные, так и 4-летние дети весом до 36 килограммов.

Очевидно, что автокреслом-трансформером можно пользоваться довольно долго, по мере взросления малыша настраивая конструкцию в соответствии с его ростом и весом. Подобные превращения становятся возможными за счет съемной спинки, внутренних ремней, боковой защиты и регулируемого подголовника.

Главное преимущество трансформера — это, безусловно, экономия: вместо нескольких ДУУ достаточно одного. Однако подобные универсальные устройства однозначно менее безопасны, чем детские удерживающие системы, подобранные строго под возраст и вес ребенка.

Можно ли пользоваться адаптером в качестве ДУУ

Как говорится, пользоваться можно, однако никакой заменой детскому удерживающему устройству они не являются. Другими словами, если вы приобрели адаптер вместо автокресла, то гарантированно будете оштрафованы за нарушение пункта 22.9 Правил дорожного движения.

Да, еще несколько лет назад адаптеры в виде направляющих лямок и бустерных подушек действительно имели статус ДУУ. И были времена, когда они активно рекламировались производителями и продавцами как дешевое и качественное приспособление для перевозки ребенка. К слову, даже сегодня в некоторых магазинах вам могут предложить их как полноценный аналог автокресла. Однако подобные заявления — откровенный обман.

По итогам испытаний доказана неспособность адаптера защитить ребенка в случае ДТП. По этой причине эти приспособления не прошли сертификацию в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 44-04, утвержденными Европейской Экономической Комиссией ООН 23 июня 2005 года и одобренными Техрегламентом Таможенного союза № 877 от 9 декабря 2011 года.

Таким образом, использование адаптера равносильно перевозке ребенка без ДУУ. А чем это грозит? Отвечаем…

Перевозка ребенка без автокресла: что за это будет

А за это будет штраф. Согласно части 3 статьи 12.23 Административного кодекса, отвечать за неправильную перевозку ребенка будет водитель — он раскошелится на 3000 рублей. Предусмотрена санкция и для должностного лица (воспитателя, учи́теля), допустившего такое, — финансовое наказание составляет 25 000 рублей. Организации же, пойманные на подобном нарушении, вынуждены будут выплатить государству 100 000 рублей.

Впрочем, размер штрафа можно сократить наполовину, если уплатить его в течение 20 дней с момента вынесения административного постановления. В такой ситуации важнейшее значение приобретает своевременное уведомление о «письме счастья».

И пожалуй, лучшим вариантом узнать о штрафе практически в день постановления и сэкономить 50 % на платеже является использование мобильного приложения «РосШтрафы». Уже спустя 1-2 часа после регистрации штрафа в базе ГИБДД вы получаете уведомление и здесь же, в приложении, за пару кликов погашаете задолженность, что мгновенно подтверждает электронная квитанция.

Кстати, понятие неправильной перевозки достаточно емкое. Потому и штраф можно получить из-за целого ряда нюансов.

Речь идет:

  • о перевозе ребенка, не достигшего 7-летнего возраста, на обычном пассажирском сиденье вместо автокресла;
  • расположении малыша на коленях или руках взрослого во время движения;
  • размещении маленького пассажира хоть и в автокресле, однако не пристегнутого в нем;
  • наличии сразу двух малышей в одном ДУУ;
  • нарушении правил установки автокресла;
  • несоответствии детского удерживающего устройства параметрам ребенка по росту и весу;
  • перевозке пассажира, не достигшего 12-летнего возраста, на заднем сиденье мотоцикла.

В практических условиях единственным инструментом для выявления названных выше нарушений является зоркий глаз инспектора. При остановке транспортного средства сотрудник ГИБДД просто заглядывает в салон и, выявив несоблюдение Правил дорожного движения, оформляет протокол (помимо водителя, может сразу оштрафовать и должностное лицо, и организацию, если это служебный транспорт).

Если необходимости в автокресле уже нет, ибо малыш вырос, однако инспектор высказывает сомнения по этому поводу, проблему решит предъявление свидетельства о рождении ребенка. В том же случае, когда нет с собой подтверждающего документа, скорее всего, протокола не избежать. И тогда обязательно обжалуйте его, приложив к заявлению копию свидетельства о рождении, оспаривая таким образом событие правонарушения.

В заключение отметим, что уже долгое время идет работа над новой редакцией Административного кодекса. И обновленный документ предусматривает уже «вилку» за перевозку ребенка без ДУУ: нарушитель будет раскошеливаться от 3000 до 5000 рублей; должностное лицо — от 25 000 до 35 000 рублей; организация — от 100 000 до 150 000 рублей.

Кроме того, в разряд отдельного нарушения отнесут «пьяную» езду с детьми, не достигшими 16-летнего возраста. В настоящее время санкции за алкогольные вояжи не зависят от наличия ребенка в машине. Но скоро всё изменится. И если сегодня такой проступок карается штрафом 30 000 рублей с лишением прав на полтора-два года (согласно части 1 статьи 12.8 Административного кодекса), то новая редакция грозит уже штрафом 50 000 рублей с конфискацией водительских корочек на пять лет.