«Кривой» номер: новый тренд автомобилистов
Некоторые российские автомобилисты стали ездить с криво установленными номерами. Причина вовсе не в разгильдяйстве или неряшливости. Столь примитивным способом водители противостоят комплексам фотовидеофиксации. И нередко оказываются победителями в неравной схватке со всевидящим дорожным оком.
Суть уловки состоит в креплении госномера не вертикально, а под некоторым углом относительно посадочного места номерного знака. Цель — усложнить программному обеспечению дорожной камеры процедуру идентификации автомобиля.
Реально работает. Правда, не всегда
Как ни странно, такой нехитрый прием оказался крайне эффективным. Причем настолько, что проблему признали даже производители дорожных камер. Так, по мнению Сергея Ласкина, генерального директора компании «Астра-Лаб» (разработчика программного обеспечения для комплексов фотовидеофиксации), новый лайфхак автомобилистов действительно может сработать, однако лишь на относительно старых типах дорожных камер. Нюанс, однако, в том, что подобных камер сегодня абсолютное большинство.
Для распознавания госномера транспортного средства применяются две технологии: синтетическая и нейронная. Основой синтетической технологии является анализ чередования белых и черных пикселей, последовательность которых и формирует буквенно-цифровой контур, определяемый как государственный регистрационный знак.
Если госномер, который сканирует камера, находится под углом, это разрывает черно-белую последовательность, делая невозможным формирование буквенно-цифрового кода. Причем для нарушения алгоритма работы достаточно даже небольшого угла наклона.
Как отмечается Сергеем Ласкиным, новая хитрость оказалась ловушкой для самых распространенных комплексов фотовидеофиксации. Речь идет о приборах «Лобачевский», «Автоураган», «Стилсофт»; а также дорожных камерах, установленных ранее 2017 года, исключая модернизированные («перепрошитые») аппараты.
А вот технология нейросети без труда читает номер даже под углом. Таким образом, от «Кордона», «Астры», «Призмы» и новой «Стрелки» лихачи не скроются. Однако численность таких устройств невелика: лишь 30 % от общей группировки действующих дорожных камер.
Впрочем, специалисты столичного ЦОДД (Центра организации дорожного движения) не склонны преувеличивать масштаб проблемы. По их словам, в случае неспособности камеры идентифицировать номер инициатива переходит к оператору. Он проводит собственный анализ фото- и видеоматериалов, устанавливает марку автомобиля, обращаясь к базе ГИБДД, и таким образом идентифицирует номер.
Чем грозит такой лайфхак
Новая хитрость становится всё более популярной. Причина, помимо простоты и эффективности, в том, что привлечь такого нарушителя можно лишь за неправильную установку регистрационного знака, оштрафовав на 500 рублей согласно части 1 статьи 12.2 Административного кодекса.
В такой ситуации сложно доказать умысел водителя обхитрить дорожную камеру — крепление номера может само отпасть и спровоцировать провисание государственного регистрационного знака. Поэтому за криво установленные номера даже инспекторы останавливают очень редко.
Другое дело, если используются приспособления в виде проставок и кронштейнов, делающих госномер нечитаемым для комплексов фотовидеофиксации. Такие действия квалифицируются уже по части 2 статьи 12.2 Административного кодекса и караются штрафом 5000 рублей либо конфискацией водительского удостоверения на 1 — 3 месяца.
Однако и при таком нарушении нужно доказать, что конкретный угол наклона, полученный в результате применения кронштейна либо другого приспособления, делает номер нечитаемым для дорожной камеры. И если в протоколе подобного объяснения нет, вы получаете реальный шанс на успешное обжалование штрафа.